• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Драма-баттл: первая читка первых пьес

В прошлую пятницу, 23-го апреля, в Тургеневке студенты Литмастерства впервые услышали свои пьесы в исполнении актеров. Но это была не просто читка – что само по себе уже очень круто – это был драма-баттл. Что еще за баттл?

Драма-баттл: первая читка первых пьес

«Дорогие друзья, добрый вечер! Мы приветствуем вас на вечере жестокости. Здравствуйте!»

В прошлую пятницу, 23-го апреля, в Тургеневке студенты Литмастерства впервые услышали свои пьесы в исполнении актеров. Но это была не просто читка – что само по себе уже очень круто – это был драма-баттл. Что еще за баттл?

В этом году Евгений Казачков провел факультативный курс «Искусство драмы» для второго курса Литмастерства. Буквально за пару месяцев студенты, работая в парах, написали шесть диалоговых коротких пьес. Единственным ограничением был объем – около трех страниц. Еще в начале курса планировалась читка, ведь услышать свою пьесу в живом исполнении – важный и сильный опыт. Реальность оказалась даже интереснее планов: Вышка и Creative Writing School сделали совместное мероприятие, на котором актеры представили также работы выпускников мастерской Дмитрия Данилова.

Читка проходила в два акта: сначала пьесы «команды» Данилова, потом короткий антракт, затем – «команда» Казачкова. В конце – обсуждение. По правилам баттла зрители должны были определить, кому современная драматургия удалась лучше и в конце читки проголосовать за понравившуюся команду. Впрочем, правила голосования оказались очень либеральными: каждый зритель получал два шарика – два балла – и мог дать оба балла одной команде, по баллу обеим или не дать их вообще никому (из вредности).

Вот, с чего начал вступительное слово Евгений Казачков, модерировавший баттл: «Дмитрий Данилов занимался со студентами, они что-то написали. Я занимался со студентами, и они написали прекрасные пьесы» . Но на самом деле, конечно, соревнование не вышло за пределы таких вот шутливых подколов: все-таки в первую очередь все собрались ради творчества, самореализации и общения. А услышать свои пьесы впервые для начинающих драматургов уже и без соревнования достаточный стресс.

Помогал с организацией читки Валерий Воронецкий, он же вместе с шестью приглашенными актерами творил магию театра. В читке участвовали Екатерина Астрединова, Дмитрий Беседа, (Театр Алексея Рыбникова, снимается в кино, напр., в «Чернобыль»), Наталия Блажиевская (актриса кино, «Чернобыль» и др.), Артем Грот-Журавченко (Театр.doc), Юлия Панина, Мила Шкарина, Валерий Воронецкий.

Читка проходила в камерной, уютной обстановке, несмотря на достаточно большое количество гостей, занявших места как в «партере», так и в «бельетаже» на втором этаже. И гости, и актеры, и драматурги много смеялись, фотографировали, общались – как во время антракта, так и после мероприятия.

Актеры заняли места на поставленных в ряд перед зрителями стульях. Внезапно зазвучал джингл, который играет перед каждым объявлением на вокзалах – звуковой эффект, которого не ожидаешь на читке. Начали представлять персонажей. Первой читали пьесу Анны Валуйских «Пассажирки, которым». Участвовали все семь актеров, кто-то взял сразу несколько ролей – персонажей пьесы, как в вагоне любого поезда, много. И все же это история о двух героинях из очень разных миров, живущих, как умеют, и мечтающих о новой «нормальной» жизни, которая когда-нибудь да начнется. Пьеса получилась остроумной и тонкой, затрагивающей многие важные для нас темы: фальшь в соцсетях, чудовищная пропасть между жизнями бедных и богатых, но самое главное в тексте – всеобщая потребность в счастье. А еще в пьесе много хорошего юмора. Героем зрительских симпатий стал пассажир, которому ничего непонятно – такой по-доброму нелепый элемент абсурда. А «продавать» идею о том, что жизнь проходит впустую, подрядили Блока.

Вокзальный шум смешивается с аплодисментами, актеры переставляют стулья и меняются местами. Следующая пьеса – «Терка» Лилии Волковой. Актеры снова представляют своих персонажей: дочь, приехавшая из Москвы, старая и больная мать (актриса надевает берет), одноклассники, оставшиеся в провинциальном городе, умственно-отсталый подросток. Пьеса касается вечной темы – отношений матери и дочери. Авторке удалось очень тонко прочувствовать и выстроить психологию двух главных героинь, показать весь сложный и противоречивый набор чувств, который они друг к другу испытывают. На фоне – одноклассники, у которых все сложилось очень по-разному, а еще паутина сплетен, опутавшая весь городок: все обо всех знают, но не сопереживают.

Полтора часа пролетели незаметно, и вот уже актеры кланяются, начинается антракт. Авторка второй прозвучавшей пьесы идет фотографироваться с актерами.

Перед вторым актом свое слово сказал Дмитрий Данилов – еще раз поблагодарил авторов за отличную работу и очень зрелые, хорошие тексты. Затем Евгений Казачков очень кратко рассказал о том, как строилась работа на его курсе. Семь семинаров – двенадцать слушателей – шесть пьес.

Такие короткие пьесы строятся вокруг одного диалогового конфликта, но несмотря на ограниченный объем, каждая рассказывает объемную историю. Конечно, многие из них затрагивают очень болезненные темы. Пьеса «Сейчас приду» Марины Колмыковой и Анны Линской – об утрате близкого человека. Это практически монопьеса, поскольку зритель следит за внутренним диалогом девочки, не понимающей, как быть с чудовищным чувством вины, ведь она не успела увидеть бабушку перед ее смертью. В пьесе «Сколько тебе лет» Алены Шишкиной и Юлии Сибирцевой сеанс у психотерапевта оказывается фантазией девушки, не способной справиться с травмой из детства. В «Дачном вопросе» Алены Фокеевой и Яны Москаленко брат с сестрой наконец решаются проговорить обиды, тянущиеся с детства. А совместный поход в Икею в пьесе «Хорниндаль и Моргедаль» Дарико Цулая и Натальи Очковой, как это часто бывает, заканчивается выяснением отношений.

Такой сжатый формат, казалось бы, должен ограничивать, но оказывается в три страницы можно уместить практически любую историю и любых персонажей. Как, например, воплотить переписку со службой поддержки инстаграма в пьесу? Аделина Шайдуллина и Элина Ченцова в пьесе «А где галочка», судя по отклику зала, справились с этим, наполнив дежурное общение с администрацией соцсети человеческими чувствами и продемонстрировав изнанку инстаграмной жизни блогера.

Самой, наверное, неожиданной пьесой оказалась «Лобстудей» Татьяны Смирновой и Ярослава Жаворонкова: абсурдистская комедия об амбициях сына провинциальной наркоторговки с неожиданным финалом, которая завершила программу вечера. «Можно увидеть лицо человека, который писал про Лобстера?» — первый вопрос, прозвучавший из зала после аплодисментов.

После читки руководители мастерских еще раз рассказали о том, как строилась работа над пьесами. «Можно ли написать вот такую пьесу новичку?» «Ну да, можно, почему бы и нет». Еще обсудили, как правильно критиковать работу и «не задавить» начинающего драматурга, каково работать над одной пьесой вдвоем, разницу между моно-пьесой и рассказом и юмор в драматургии.

«Баттл» закончился полюбовно – команды получили по 31 голосу. Главный итог – возможность посмотреть на свой текст со стороны и увидеть, как произведение начинает жить своей жизнью, откликаясь в читателях и слушателях иногда совсем не так, как представляли себе авторы.

Посмотреть читку можно на странице CWS в Фейсбуке.

Наталья Очкова, Алена Фокеева