• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Фемписьмо — это сегодня тот авангард, который завтра станет мейнстримом»

С 1 по 7 марта в онлайн-формате прошел «Фестиваль феминистского письма». Он объединил участниц из разных городов и профессиональных областей, охватив поэзию, театр, эссеистику, прозу, лингвистику, современную живопись и многое другое.

«Фемписьмо — это сегодня тот авангард, который завтра станет мейнстримом»

Такой мультидисциплинарный фестиваль — отличная площадка для обмена опытом среди тех, кто в своих профессиях пересекается, возможно, не слишком часто. Однако потребность в консолидации существует. Участницы утверждают, что фестиваль направлен на развитие феминистского дискурса в российской литературе, искусстве и образовании, занимается поиском новых языков для разговора и письма о тех, кто мало представлен в доминирующем культурном поле. Среди партнеров фестиваля — популярные медиа «The Village», «Colta», «Горький», школа «Современные литературные практики» при Шанинке и издания «Popcorn books» и «No kidding press». Мы поговорили с кураторкой фестиваля — филологиней Алесей Атрощенко о феминистской повестке, планах, задачах и успехах смелой инициативы.

—  Почему вы решили провести фестиваль именно сейчас? В чем его своевременность?
— Для нас очевидно, что прежние способы организации литературных процессов, да и организации самих текстов находятся в кризисе. Феминистская оптика — это один из наиболее многообещающих инструментов, который позволяет открывать в культуре новые пространства, новые языки. И, конечно, феминистская повестка ещё долго будет оставаться в авангарде социальных процессов. Сейчас в русскоязычном литературном пространстве появилось достаточно много авторок, изданий и инициатив, писательских школ и комьюнити, для которых феминизм является базовым принципом, и этот фестиваль стал своеобразной ревизией сообществ, попыткой показать, что разные люди в разных точках страны и мира думают и прилагают усилия в одном направлении.

— Программа фестиваля очень насыщенная. Как вы выбирали темы для воркшопов и лекториев? 
— Программа составлялась так, чтобы быть интересной как узкой и очень интеллектуальной части сообщества, так и людям, которые только узнают, что такое фемписьмо. Важно было, чтобы состоялись дискуссии, обмен мнениями и опытом. Чтобы встретились девушки из разных городов, которые делают свои издательские проекты и зины, литературные школы и клубы... Это все очень повышает видимость, причем даже внутри сообщества.

— Несколько лет назад я не знал о таком явлении, как фем-письмо. Теперь же оно кажется одним из самых перспективных направлений в литературе. Можно ли говорить, что за последние годы оно стало чуть ли не главным трендом в российской литературе?
— Я считаю, что фемписьмо — это сегодня тот авангард, который завтра станет мейнстримом. На данном этапе оно уже выходит в широкое литературное поле. Например, дискуссия вокруг стихотворения Гали Рымбу «Моя вагина», ситуация вокруг премии Драгомощенко, — все это кейсы, которые демонстрируют, что игнорировать феминистское письмо и делать вид, что ничего не меняется, — невозможно.

— Как обстоят дела с феминистскими издательскими проектами? Как издатели реагируют на фем-тексты? Хватает ли текстам места?
— Российский книжный рынок сильно искажен, он существует в ситуации монополии, и это порождает искривления внутри писательской среды, но это тема для отдельного разговора. Как итог, мы получаем ситуацию, когда в одной «Редакции Елены Шубиной» издаётся Евгения Некрасова с ее феминистской оптикой и Дмитрий Быков*, который естественно пишет с позиции того самого белого цисгендерного мужчины средних лет, и Захар Прилепин с его патриархальной милитаризованностью. Для меня это странная ситуация, но от неё сложно куда-то деться. Только делать что-то самим. Хорошо, что сейчас появляются небольшие издательства типа Popcorn Books, которые осознанно идут в поле феминисткой литературы. Хотелось бы, чтобы таких инициатив было больше. Ну и, конечно, особое явление — это ф-письмо, пример того, что, если чего-то не хватает, надо это делать самим.

— С каких авторок не посвященной читательнице или читателю стоит начать знакомство с фем-текстами?
— Сегодня, когда вышел роман Оксаны Васякиной «Рана», мне хочется всем советовать именно его, потому что это очень круто написанный и вместе с тем очень понятный текст, он по-человечески должен быть близок каждому, потому что это история отношений дочери и матери, история взросления и сепарации, обретения себя. Конечно, поэзия — если вы восприимчивы к ней, то нужно читать публикации на «ф-письме», на Грезе.

— Фестиваль запланирован как разовое событие или вы бы хотели сделать его регулярным?
— Надеюсь, у организаторок  фестиваля хватит ресурсов и сил сделать его если не ежегодным, то как минимум регулярным, потому что мы почувствовали его необходимость и очень большой позитивный отклик. Сейчас открытые мероприятия фестиваля есть на нашем ютуб-канале, их можно посмотреть и составить своё мнение о поле феминистской литературы.


Сергей Давыдов

* Дмитрий Быков включен Минюстом в список физлиц-иноагентов, выполняющих функции иностранного агента.