• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Литературное мастерство» в Калиниграде: разговор об увлекательных книгах

15 мая преподаватели «Литературного мастерства» Майя Кучерская и Марина Степнова провели встречу «Диалог писателя и читателя: как создать увлекательный текст». Помогали им в этом второкурсники — без пяти минут выпускники магистерской программы — целых 11 человек. Встречу организовали в Калининградской областной научной библиотеке.

«Литературное мастерство» в Калиниграде: разговор об увлекательных книгах

«Начнем мы вот с чего. Каждый из нас по очереди скажет что-нибудь о том, как написать увлекательный текст. Сначала мы с Мариной Львовной, потом продолжат наши студенты».

Список получился очень внушительный, под стать теме. Учиться, создавать вокруг себя поддерживающую среду, много читать и писать только о том, что увлекает вас самих; не задумываться об увлекательности текста во время написания первого черновика; научиться работать с критикой и принять, что текст будет меняться, иногда вне зависимости от вас; искать истории в самых неожиданных местах; не бояться писать просто… 

Потом пришло время вопросов из зала. Спрашивали, какие еще искусства вдохновляют собравшихся писателей (театр, кино, изобразительное искусство), в чем смысл «Левши» Лескова (у Майи Кучерской в серии ЖЗЛ недавно вышла книга о нем), как много в текстах опыта и биографии самого писателя (сошлись на том, что бывает по-разному) и о среднем возрасте студентов программы (решили, что в среднем 28). 

Один из самых интересных из прозвучавших вопросов — о взаимоотношениях писателя и редактора. 

«Если это грамотный, профессиональный, умный и образованный (он же должен расшифровать все ваши намеки и отсылки), тогда работа с редактором — чистое наслаждение, потому что текст на глазах становится лучше, проходя через умные редакторские руки. Если редактор глупый, а такое бывает, то это превращается в схватку» , — объяснила Майя Кучерская.



Лучше, конечно, если схватки удастся избежать, например, вовремя поменяв редактора. Но даже если вы сошлись характерами, старайтесь объективно смотреть на правки. 

«Это ваш текст, вы должны его защищать. Вы имеете полное право охранять самое главное в этом тексте. Но самое главное — это вряд ли порядок слов или знаки препинания (хотя бывает, что и они очень важны). Вы должны следить за тем, чтобы редактор выносил мусор после ремонта, а не навязывал вам дизайн. Если редактор начинает переписывать текст за вас — это плохой редактор», — добавила Марина Степнова.  

И все же счастливые случаи сотрудничества — не редкость. Если вы с редактором научитесь доверять друг другу, чужое вмешательство в текст станет гораздо менее болезненным. 

«Я после магистратуры и после всего, что я слышала о писательской жизни, покорно шла в издательство с опущенной головой, но у меня оказался просто потрясающий редактор... Работа с ним была и приятной, и легкой, как бесконечный день рождения — мне все время пытались что-то хорошее сказать», — поделилась опытом студентка «Литературного мастерства» Марина Колмыкова, у которой в издательстве «Белая ворона» скоро выйдет сборник рассказов «Вынеси попить». 


Ее одногруппница Яна Москаленко рассказала о том, как запоминает детали жизни и внешности придуманных для большого романа персонажей. Биографию, вкусы, цвет волос и привычки (вплоть до любимой музыкальной группы) героя стоит придумать до того, как вы введете его в текст, даже если он появится только в паре эпизодов и большая часть придуманного вами в текст никогда не войдет. Это позволит сделать персонажа объемным и не даст вам забыть о нем, как только вы допишете эпизод. Еще помочь с запоминанием могут отдельные таблицы и графики с хронологией важных событий, перечнем дат рождения и смерти. 

Марина Степнова рассказала, как справляется с критикой после выхода книги. «Некоторые писатели очень страдают. Читают это все, вовлекаются. Я очень быстро выработала несколько правил, но они мои, индивидуальные, я знаю, что для кого-то они работают, а для кого-то — нет. Я очень хорошо себе внушила, что это — про мой текст, не про меня. Я читаю отзывы о себе и своих книжках только месяц или полтора после того, как она вышла. Так как я пишу в среднем одну книгу в десять лет, у меня остается масса времени на восстановление. Если кто-то очень меня хвалит и ставит тэг, то я, как вежливый человек, прихожу и говорю “спасибо большое”. Если кто-то меня ругает и костерит и тоже тэгнул, то я просто не реагирую, потому что нет ничего более жалкого, чем писатель, который пытается объяснить, что именно он хотел сказать»

Общими усилиями составили огромный список увлекательных современных авторов. В него, среди прочих, вошли Владимир Сорокин, Михаил Елизаров, Кормак Маккарти, Михаил Шишкин, Нил Гейман, Дуглас Адамс, Банана Ёсимото, Евгений Водолазкин, Донна Тарт, Александр Пелевин, Евгения Некрасова, Фредрик Бакман, Дмитрий Данилов и Мадлен Миллер. 

Задали вопрос и о том, как правильно начать текст. Марина Степнова рассказала, что старается сделать начало своих книг динамичным, чтобы сразу зацепить читателя, хотя и понимает, что написать текст, который увлечет абсолютно всех читателей, невозможно. Потом преподаватели предложили всем присутствующим за полторы минуты написать первую строчку для своего романа.  И дали домашнее задание — этот роман дописать. 


Алена Фокеева