• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

«Главное, чтобы текст рождал вокруг себя эмоции»

20 мая Татьяна Стоянова, бренд-менеджер «Редакции Елены Шубиной», провела для студентов магистратуры «Литературное мастерство» лекцию на тему, волнующую каждого молодого писателя: «Вы написали книгу. Что дальше?».

«Главное, чтобы текст рождал вокруг себя эмоции»

фото Lenar Karim

Прежде всего, Татьяна дала студентам важный совет: не спешить нести свою первую книгу в издательство. Сперва нужно задать себе вопрос: насколько ваш первый шаг в мире литературы должен быть подкреплен именно этим текстом?   
«Действительно ли он показывает вас с лучшей стороны? Действительно ли пора представить его издателю? Получили ли вы достаточно обратной связи от людей, разбирающихся в литературе?»
Этот первый шаг для начинающего писателя – самый ответственный. Если книга автора провалится, издаться во второй раз будет еще тяжелее, поэтому действовать нужно только в том случае, если вы уверены в тексте наверняка.  
Далее лектор перешла к главному: как обратиться в издательство? Самый очевидный путь – написать письмо. Но уже на этом этапе писатель может столкнуться с множеством проблем. 
«Письмо в издательство на общих основаниях это лотерея. Письмо от автора может затеряться в огромном потоке самотека в процессе подхода очереди по техническим причинам. Вы можете попасть на тот момент, когда, к примеру, редактор до вас прочитал четыре неудачные книги, и ваша – пятая, в этот момент чтение может уже не принести ему такой радости, какая могла бы быть в других обстоятельствах. Тут может сыграть роль человеческий фактор».
Поэтому важный совет: прежде чем отправлять письмо, станьте заметным для издательства. Когда ваше имя будет на слуху, то даже если вы отправите письмо на общих основаниях, редактор отреагирует на него иначе. 
Как же обратить на себя внимание издателя? Способов существует немало. Писатели, которые хотят работать только с текстом и не готовы лично заниматься продвижением, могут обратиться к помощи литературных агентов и продюсеров. Однако и тут в наших реалиях могут возникнуть проблемы.
«Позволить себе оплату услуг продюсера может далеко не каждый автор. Да и людей, которые этим занимаются, на книжном  рынке не так уж и много». 
Поэтому чаще писателям приходится действовать самим. Помочь начинающему автору может рекомендация от уже состоявшихся коллег. 
«Часто к нам в издательство обращаются наши авторы, которые заметили яркого и талантливого писателя и нам его порекомендовали. Такая рукопись рассматривается нами в первую очередь, потому что в этом случае у нас есть гарантия, что время будет потрачено более эффективно. Чтение текста и его оценка – это огромный временной ресурс, вокруг которого нужно выстраивать приоритеты. Остальные рукописи, пришедшие другими путями, тоже прочитываются, но зачастую происходит это позже. Все мы знаем, что для писателя, особенно молодого, важную роль играет время: чем быстрее будет получен отзыв, тем лучше. Если вы написали книгу, и вы в ней уверены, можно попробовать отправить её почитать другим писателям, литературным критикам или книжным блогерам». 
Есть ещё один способ – участие в учебном процессе, связанным с литературой. 
«Любая школа, любое учебное место, куда вы можете поступить, характеризуется своим сообществом, своими преподавателями. Теми самыми людьми, мастерами, экспертами, которые создают для вас конкретную сферу общения и взаимного обогащения. Здесь же вы можете знакомиться с приглашенными писателями, обрести ценный контакт, который поможет вам в будущем».
В поле зрения издательства можно также попасть через публикации в СМИ и в литературных журналах. 
«Время от времени мы просматриваем все новое, что там появляется. Если нас заинтересовал какой-то конкретный интересный автор, мы спрашиваем, есть ли у него большая проза. И наблюдаем за его развитием». 
Существует много литературных премий и конкурсов, которые могут помочь начинающему писателю заявить о себе. У каждой премии, как правило, есть своя «фишка», будь то определенная тема, формат или возрастное ограничение. (Мы в Многобукв тщательно за ними следим). 
«Премиальный процесс – это то, что может стать для писателя лифтом. Так произошло с книгой Алексея Сальникова “Петровы в гриппе и вокруг него”. Сначала его текст публиковался в толстом журнале «Волга». Потом проявил себя в читательском голосовании премии Большая книга. После это встал вопрос о публикации романа. Именно то, что эта книга попала в премиальный процесс, и помогло ей найти все больше читателей, став в итоге бестселлерому».
С появлением интернета и цифровых площадок, у авторов появилась возможность самостоятельно наращивать свою медийность. При этом не стоит ограничиваться одним лишь блогом. Главное – производить контент: вести подкаст, канал на YouTube или канал в телеграмме. То есть самостоятельно притягивать к себе читательское внимание.
«Главное, чтобы текст рождал вокруг себя неравнодушные эмоции. Например, Дмитрий Глуховский еще 20 лет назад одним из первых опубликовал свой текст в интернете, на отдельном сайте. Вокруг него выстроился целый мир, и все ждали продолжения. Яна Вагнер публиковала текст частями в ЖЖ. В процессе она получала обратную связь от читателей. Они могли влиять на продолжение книги, и это помогало автору.  С помощью своего блога Ольга Брейнингер создала себе конкретный образ, вокруг которого постепенно образовалось очень интересное  литературное сообщество. Этот блог часть самопрезентации автора». 
Затем бренд-менеджер РЕШ перешла к вопросу непосредственно написания письма издательству. Она рассказала, на какие аспекты стоит обратить внимание, и тут можно выделить четыре основных момента: адресность, анализ, профессиональный подход и деловой формат. 
Под адресностью имеется в виду то, что издатель должен понимать, почему вы решили обратиться именно к нему.
«Часто приходят письма, отправленные веерной рассылкой. Поэтому иногда возникает ощущение, что письмо пришло не туда и автор не понимает, куда он обращается. К нам часто приходят рукописи, которые не подходят по жанру или тематике.».  
Поэтому перед тем, как отправлять своё письмо в издательство, вы должны провести анализ. То есть понять, в какое издательство стоит обращаться. 
«Представим, что вы автор, который написал роман.  Например, детектив. Представим, что вы приходите в Московский Дом книги. Первое, что важно и нужно сделать – пойти в зал, где продаются детективы, похожие на текст, который вы написали. Конечно, каждый писатель думает, что он уникален, но обязательно найдутся похожие по какому-то критирию книги. Ваша задача – проанализировать, где и кем они были изданы. Выписать имена редакторов, которые работали с проектами, похожими на ваш. Найти контакты этих редакторов и обращаться уже напрямую к ним. Таким образом, вы обойдете большой поток людей, кидающих свои письма на общие почты. Вы сразу понимаете, кому попало ваше письмо, у вас есть больше шансов на быструю обратную связь». 
Контактируя с издательством, важно не забывать про профессиональный подход и этику. 
«Издатель – это ваш будущий соратник и партнер, поэтому уважительное отношение и деловой подход – самая важная стратегия».
Также Татьяна дала важные рекомендации в техническом плане.
«В теме надо указать имя автора и название романа, чтобы письмо всегда было легко найти.  Все документы, которые вы прикрепляете, должны быть легко скачиваемы и должны называться именно так, как называется ваш роман, а также содержать ваше имя, чтобы они не потерялись, если их скачают». 
Также необходимо внимательно соблюдать правила, указанные самим издательством. Например, в случае РЕШ важно, чтобы к письму отдельным файлом был приложен синопсис произведения, в котором содержится информация о героях и сюжете. 
«От хорошо написанного синопсиса многое зависит. Он показывает, насколько книга неординарна и интересна по сюжету. Если синопсис хорошо написан в языковом плане, это сразу демонстрирует, умеет ли автор писать вообще. Бывает и такое, что хороший автор не всегда может написать хороший синопсис. Если это ваш случай, тут необходим деловой подход. Обратитесь за советом к тем людям, которые уже хорошо в этом разбираются. Синопсис – это визитная карточка вашего текста». 
В теле письма стоит кратко прописывать информацию о вас, которая заинтересует издателя. Если вы хотите выделиться для издателя, то также следует написать, почему вы видите своё будущее в конкретном издательстве. Тут важно понять: как ваша книга может вписаться в план издательства, например, в какую серию она могла бы вписаться. 
«У издательств есть серии, и эти серии объединяют книги какой-то определенной направленности. В РЕШ есть серия «Роман поколения» – книги современных молодых писателей, которые осмысляют жизнь здесь и сейчас. Есть серия «Новый iностранец», где мы говорим о людях, живущих за границей, которые прошли опыт эмиграции, и другим взглядом смотрят на ту или иную страну. Так можно рассматривать серии любого издательства, а они бывают самые разные». 
В завершении лекции Татьяна рассказала про план продвижения уже опубликованной книги. Продвижение ведётся во всех возможных направлениях: интернет и SMM, трейд-маркетинг, PR, реклама. 
«Автору это может быть незаметно, ему может казаться, что всё происходит по волшебству. На самом деле, для того, чтобы его книга попала в магазины и разошлась по стране, работает огромная команда».


Иван Зеленцов