• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

МККЯ 2021. По Wi-Fi приятнее, чем вживую

34-ая Московская международная книжная ярмарка — одно из самых ожидаемых литературных событий в России — прошла с 24 по 27 сентября в «Экспоцентре». Как удалось провести ярмарку в двух — онлайн и офлайн — измерениях и почему некоторые называют ММКЯ этого года «самой провальной» расскажет наш корреспондент Диана Дмитриева.

МККЯ 2021. По Wi-Fi приятнее, чем вживую

И время, и место в этом году были не совсем привычные: по традиции ММКЯ (вновь потерявшая год назад букву В из названия) всегда проводилась в начале сентября в 75-ом павильоне ВДНХ, который вот уже два года занимает «полевой госпиталь». Традиционные устои пошатнула пандемия… Она же спровоцировала и другую значимую перемену: в этот раз выставка впервые полноценно прошла сразу в двух форматах — в онлайне (на удивление довольно гладко) и в офлайне (не слишком удачно). Прошлогодние попытки вести прямые трансляции с выставки в 2021 оказались доведены до приемлемого технического уровня — на этом, пожалуй, с похвалой организации можно закончить и перейти к замечаниям и риторическим вопросам (которых, как обычно, куда больше, чем ответов).

В этом году на ММКЯ, как обычно, присутствовали издательства всех размеров — от гиганта «Эксмо-АСТ» до небольших частных ИД. Встречались среди участников музеи, культурные центры и университеты, а ещё — почему-то чаще, чем обычно — организации, весьма опосредованно относящиеся к книжному рынку (например, «Волшебный мир Алёны Полынь» с разложенными на стенде картами таро). Наверное, организаторы взяли курс на активную коммерциализацию — разительные перемены! Но, к счастью, блуждающий взгляд несколько раз за пару часов наткнулся на гордо желтеющие четыре буквы  — ЛДПР. Это принесло облегчение: хоть где-то в стремительно меняющемся мире сохраняется стабильность!

За четыре дня на девяти площадках выставки прошло около трёхсот мероприятий. Это всего на 50 больше, чем в прошлом году, зато в два раза меньше, чем в 2019  — довольно странно, учитывая новые возможности конференц-связи. В программе были заявлены встречи с известными российскими авторами: Марией Арбатовой, Марией Бобылевой, Вадимом Пановым, Дмитрием Потапенко, Машей Трауб; презентации новых книг и мастер-классы. Но создалось впечатление, что блогеров и представителей не-совсем-литературных профессий  — бизнес-тренеров, психологов, народных артистов и даже врачей  — было несколько больше, чем тех, кого мы обычно ожидаем увидеть на книжных мероприятиях. Помимо встреч и лекций, состоялись несколько конференций, где профессионалы обсудили состояние книжного и, судя по участникам выставки, некоторых других рынков России; также подвели итоги конкурсов ​​«Книга года» и «Искусство книги». Сама ярмарка тоже выиграла в конкурсе  — правда, отнюдь не почётном: в комментариях к одному из постов в официальной группе «ВКонтакте» её наградили званием «самой провальной ММКЯ».

Но всё же были в ней положительные моменты: дублирование выставки в интернете оказалось настоящим спасением. Учитывая, что многие сцены и стенды располагались в уличных шатрах-павильонах, перейти из одного в другой можно было только под упрямым сентябрьским дождём  — довольно неприятно. Словом, возможность наблюдать за происходящим на выставке из тёплого уютного дома заслужила отдельной благодарности. Запустив трансляцию, можно было с лёгкостью находиться в двух местах параллельно — а если немного постараться и добыть второй ноутбук, то даже в трёх. Записи проведённых трансляций, сохранившиеся на официальном сайте и YouTube-канале ММКЯ, стали приятным бонусом. 

Онлайн-формат сыграл на руку и самим писателям: на виртуальной сцене появилась Дина Рубина с анонсом своей новой книги «Маньяк Гуревич». Zoom сократил расстояние между Москвой и Израилем до нескольких метров, но дальше Израиля почему-то продвинуться не получилось: после Дины Ильиничны на связь по видео никто не выходил. 

Жаль, конечно, что по видеосвязи нельзя прогуляться вдоль стендов, поговорить с представителями издательств, погладить пальцем корешки книг и полистать хрустящие страницы. Ведь эти тактильные ощущения, трепетно любимые каждым книголюбом, очень важны! В онлайне не было возможности поймать ведущего, перебегающего с одной площадки на другую, и задать ему пару вопросов. Не было и чата, чтобы выцепить на откровенный разговор случайного посетителя, расспросить его: а как вам новая книга Пелевина? Понравилась? А что вы думаете о его появлении в Esquire? Ах, вы тоже считаете это удачным пиар-ходом?

Кроме того, в онлайне нельзя было приобрести книги по низкой издательской цене. В офлайне, впрочем, тоже почему-то не получилось: в комментариях к тому же посту «ВКонтакте» люди жаловались на завышенные цены. Но что они понимают, эти люди? Разве для покупок приходит на ярмарку типичный книголюб, разве приходит послушать писателей, а не кого-то ещё? Так, видимо, рассудили в этом году организаторы.

Опыт совмещения онлайна и офлайна на ММКЯ-2021 оказался интересным экспериментом  — причем, видимо, тем редким случаем, когда подключиться по Wi-Fi было куда приятнее, чем прийти вживую. Хочется верить, дело тут не в том, что мы окончательно перемещаемся в виртуальный мир, отвыкая от земного. Всё же считать, что плохо организовали выставку, а не реальность, куда проще психологически.


Диана Дмитриева