• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты Вышки рассказали о своих блогах

Книжные guilty pleasure, идеи для ужина с любимым писателем и важность присутствия в блогосфере

Студенты Вышки рассказали о своих блогах

31 октября завершился приём заявок на премию «_Литблог». Пока экспертный комитет премии определяет финалистов, мы попросили четырёх магистрантов программы «Литературное мастерство» поделиться историями их блогов, рассказать, как они совмещают учёбу и блогерство, и объяснить, почему им нравится высказываться в публичном пространстве. (Спойлер: в финале будет много еды!)

Мы поговорили с Маргаритой Тимофеенко, авторкой телеграм-канала «Рукопись, которая горит», Гульнарой Апаковой, авторкой инстаграм-блога apakova.writes и подкаста «Словарный запас», Анной Брановец, авторкой инстаграм-блога brave_ann и Анастасией Носовой, авторкой инстаграм-блога anastanosova.


Как возникла идея вашего блога?

Маргарита Тимофеенко: Изначально блог задумывался как публичный дневник, где я бы отслеживала прогресс рукописи, над которой работала в 2020 году, и честно делилась бы открытиями, успехами и провалами — мне хотелось быть полезной для начинающих авторов. Торжественно пообещала не давать никаких советов в духе «10 книг, которые ты должен прочитать, иначе умрешь», не постить цитаты и не писать рецензии, потому что подобного контента было и так слишком много. Но, конечно же, довольно скоро я вышла за рамки — начала тащить в блог все окололитературное и не только, что меня заинтересовало и чем хотелось поделиться: подкасты, курсы, сериалы, статьи. Да, рекомендовать книги тоже начала, но лениво. Ленивый — вообще отличное определение для моего блога, потому что в нем я чувствую себя максимально свободно и не придерживаюсь строгой концепции.

Гульнара Апакова: Концепция простая — я начинающая писательница и рассказываю о том, как пишу и читаю. Рассказываю про сложности или удачи, делюсь повседневностью. В момент, когда я решила, что буду учиться писать профессионально — поняла, что мне нужно где-то делиться своими открытиями и прозрениями. Или даже банальными банальностями. 

Анна Брановец: Мне повезло: я создала аккаунт в инстаграме довольно рано, примерно через два года после появления платформы в России — осенью 2012-го. Помню, как почти случайно, в автобусе, придумала ник — brave_ann — и считаю его очень удачным. Во-первых, мне, как провинциалке в Москве, очень близка тема храбрости, смелости, а во-вторых, конечно, это игра с буквами фамилии — Брановец. 

Я девочка, выросшая в начале 2000-х на Cosmopolitan и ЖЖ. Тогда был очень популярен жанр женской юмористической колонки, заметки. Я читала Наталью Радулову, Марту Кетро, Арину Холину, Асю Казанцеву, Катю Метелицу. Собственно, то, что я начала писать в инстаграм — это было именно «под них». Уже потом я поняла, что это поколение колумнисток, в свою очередь, ориентировалось на писательницу Надежду Тэффи. Какие-то бытовые заметки о себе, свиданиях, отношениях — обязательно с большим количеством иронии и самоиронии. Думаю, что эту читательскую аудиторию остроумной женской колумнистики мне и удалось заинтересовать.

Анастасия Носова: В какой-то момент поняла, что от количества прочитанного каша в голове, и решила писать о книгах, которые читаю. В первую очередь для себя. Так легче отвечать на вопрос «о чём книга?» В процессе написания отзыва проявляются некоторые вопросы, неразборчивые и сумбурные мысли становятся структурированными, ясными. Блог — это в первую очередь диалог с собой, как книжный клуб, но в одиночестве. Узнаёшь много нового, и о себе тоже.

Отличается ли ваш авторский голос писателя и студента от голоса блогера?

М. Т.: Голос блогера от голоса студента точно не отличается, но, надеюсь, к моей иронии и неуместным шуточкам все уже привыкли — и на факультете, и в блоге. Правда, пишу я гораздо лучше, чем говорю. А голос писателя, конечно, другой — более серьёзный, вдумчивый, менее поверхностный.

А. Б.: Это большой и сложный вопрос, до сих пор передо мной стоящий. Где-то через пару лет я четко поняла, что поменялась, повзрослела, и просто шуточки про свидания уже самой мне не очень интересны. Я какое-то время совсем ничего не писала в блог. А потом решила попробовать, рискнуть — и говорить о чем-то более серьёзном: самоорганизации, психологических проблемах и — книгах. Да, рецензии на книги появились в блоге именно как ответ на такой вот личный блогерский кризис. Такие посты читали, иногда даже благодарили — но все-таки больше «собирали» по-прежнему шуточки. Я начала как-то компелировать «серьёзные» темы и «несерьёзный» голос. И, кажется, зашло. Я и сейчас стараюсь писать о книгах именно в жанре женской колонки, частенько пересказываю сюжеты классики на современный лад. 


Как вы подходите к созданию постов? Пишете план или стихийно, по вдохновению?

М. Т.: Мне близка мысль писателя Говарда Джейкобсона, что в соцсетях мы никогда не показываем лучшую версию себя, скорее, здесь проявляется наше заурядное «я» с тривиальными мыслями. Потому что мы пишем слишком быстро, не успевая толком подумать. Поэтому часто я пишу посты и откладываю их, чтобы вернуться позже, перечитать и решить, стоит ли делиться с миром такими банальными мыслями? Почти всегда я думаю: конечно, стоит, и публикую. Блог — это единственное место в моей жизни, где я ничего не планирую, поэтому я могу долго ничего не писать, а потом постить что-то каждый день, потому что накатило вдохновение.

Г. А.: 10-20 сторис в неделю, 1-4 поста в месяц, сейчас реже — учеба занимает много времени и я еще не перестроилась. Успеваю только сторисы снимать. 

А. Б.: Я плохой блогер в этом плане, не берите с меня пример. Да, конечно, у меня есть «копилочка тем» (на самом деле просто заметка в телефоне) — но когда наконец появляется время что-то написать, я почти никогда туда не заглядываю и пишу, что «горит» прямо сейчас. Поэтому темы «впрок» висят в заметке годами. Думаю, что всё дело в том, что блог до недавнего времени не приносил мне никакого дохода. Но около года назад — стал. Поэтому, наверное, в ближайшее время я начну писать чаще.


Кого вы считаете своим конкурентом? Кем из коллег вдохновляетесь?

М. Т.: Вряд ли в контексте телеграма можно говорить о конкурентах, я занимаю свою скромную нишу, не претендую на большую аудиторию и, тем более, не зарабатываю на канале (а жаль). Меня вдохновляют и восхищают те, кто не стремятся быть идеальными блогерами с четко выверенным контент-планом, которые делятся не только радостью, но и тревогами, может быть, какими-то бытовыми мелочами, и не боятся открыто высказывать свою политическую позицию.

А. Б.: Я согласна с подходом Майи Кучерской: «мы все делаем общее дело по созданию, улучшению, популяризации литературы и книжного рынка». Так что конкурентов здесь нет. Те, кто сегодня купят книгу, условно, Веры Богдановой и не разочаруются, потом купят и меня как представителя той же «совр.рус.лит-ры». А вот вдохновение — дело обязательное. Я до сих пор стараюсь почитать что-нибудь смешное и талантливое перед тем, как сесть писать сама. Это помогает настроиться на нужную интонацию. 

А. Н.: Я из спортивной среды, где конкуренция — это не так просто. Так что не думаю, что конкуренция — уместное слово для блога. Я не считаю литературу жёстко конкурентной средой. У нас есть длинные списки, короткие списки литературных премий, а читающих людей в мире — миллиарды. Увлечёшь — и всё твоё. Знаешь, как работает таргет — и всё вдвойне твоё. Люди идут на неординарную личность, на оригинальный контент; для каждого человека это определение будет нести свой смысл. Это тоже важно помнить. 


Как соблюдать грань, чтобы не превратиться в TikTok с мемами, но вместе с тем не быть скучным?

М. Т.: Не возьмусь защищать TikTok, но мемы — это же прекрасно. Нам нужно больше литературных мемов. Желательно отдельный канал только с мемами, я бы на такой подписалась. А вообще, ты никогда не будешь скучным, если будешь писать о том, что тебя по-настоящему взволновало. Как и в литературе. Поучения — вот это скучно. Блог для меня про эмоции, а не про назидание.

Г. А.: Гореть тем, что делаешь, быть искренним. Тогда с тобой останется та аудитория, которой интересно именно это. Если постить мемы, соберётся аудитория любителей мемов, а я, всё же, не пикабу. 

А. Б.: У меня нет универсального ответа, но мой личный я, в общем, уже озвучила: сочетать серьезные темы и мысли с иронично–юмористическим стилем. Особенно это важно, когда пишешь о классике — осовременить, показать, что старая песня все еще очень задорно звучит на новый лад. Правда, именно за этот подход меня когда-то выгнали с телеканала «Культура». Почему-то там (и много где еще) до сих пор считают, что о Пушкине, например, нужно рассказывать с печальным лицом и придыханием, на фоне свечи и колышущейся занавески. Я так не думаю. И что меня очень радует — преподаватели Вышки так не думают тоже. 

А. Н.: На самом деле, все просто: чтобы заинтриговать человека, который не читает, надо написать текст так, чтобы он прочитал. Кстати, видеоформат все лучше работает: полотно текста иногда может спугнуть потенциального подписчика, особенно, если мы говорим о привлечении новой аудитории. Что касается мемов, есть же мемы о литературе: можно спорить об их достоверности или качестве, но первостепенная их цель — заинтересовать аудиторию. «Я не понимаю этот мем, пойду почитаю.» Не работает ли это так? Может, если бы в школе учителя побольше показывали мемов о литературе, а уроки проходили бы живее, дети захотели бы читать. Шутка — неплохой способ вызвать интерес. Я знаю преподавателя русского и литературы, которая ведёт TikTok о литературе, и знаете, я уверена, что ее ученики будут любить читать. Потому что она с ними на одной волне.


Что вы читаете прямо сейчас? 

М. Т.: Я читаю книг пять одновременно, но выделю эту: «Внутренний рассказчик» Уилла Сторра. Про то, как наука о мозге помогает сочинять захватывающие истории. Если бы меня попросили посоветовать только одну книгу для писателей, я бы назвала именно ее.

А. Б.: Прямо сейчас я придумываю что-то вроде инстаграм–курса под названием «Главная героиня»: буду вместе со своими читательницами учиться писать небольшую книгу–дневник о самой себе. Поэтому закопалась в книги по сценарному мастерству, архетипам, сюжету — то есть в «Тысячеликого героя» Кэмпбэлла, «Морфологию волшебной сказки» Проппа и «Путешествие писателя» Воглера. Очень утешительное чтение, должна сказать — помогает посмотреть на собственную жизнь не как на уникальную драму, а как на увлекательный сюжет, разворачивающийся по вечным законам. 


Какие три книги вас поразили в последнее время?

Г. А.: «Улисс», «Конец света, моя любовь» Аллы Горбуновой, «Путешествие героини» Морин Мёрдок и «Арабский кошмар» Роберта Ирвина.

А. Н.: Меня всегда поражает последняя прочитанная книга. В хорошем смысле или нет — зависит от книги. Но впечатление есть всегда. Секрет в том, что я просто не беру в руки то, что мне не нравится или не вызывает эмоций. А если беру, бросаю на середине и не возвращаюсь. 


Есть ли у вас литературное guilty pleasure (книги, которые вы любите, но стыдитесь этого)?

М. Т.: Детская литература. На книжных ярмарках у стендов детских издательств меня все время спрашивают: «Сколько лет вашему ребенку? Для кого ищете?», а детей у меня-то и нет. «Я вообще-то для себя» — отвечаю шепотом. А еще я коллекционирую комиксы на разных языках — вроде тоже неприлично таким увлекаться.

Г. А.: Появилось, буквально недавно. Прочла четыре тома «Магистр дьявольского культа» и ни о чём не жалею.


Почему надо подписаться на ваш блог?

М. Т.: Если вы начинающий автор, и вам стыдно, потому что все спрашивают: «А что там с нормальной работой?», подписывайтесь, будем стыдиться вместе. Ну, ладно, иногда на канале, правда, бывают полезные посты. И мемы.

Г. А.: Я учусь в магистратуре по программе «Литературное мастерство», у меня два прекрасных абиссинца и я начинающий писатель, который ведёт подкаст для таких же, как я — «Словарный запас».

А. Б.: Я не играю на поле копирайтинга, продающего сторителлинга, навязчивой маркетинговой стратегии и такого «формульного» поста, который совершенно обезличивает автора. Я — за то, что пост — это тоже литература. И в рамках 2000 знаков можно рассмешить, удивить, зацепить, заставить задуматься — словом, остаться настоящим писателем. Не думаю, что таких блогов сейчас много.


На какие блоги кроме вашего нужно подписаться прямо сейчас?

М. Т.: «Не читал, но обсуждаю» — наш с подругой телеграм-канал, на который мне не зазорно агитировать подписаться. Это ежедневная афиша литературных мероприятий, которые проходят в Москве или онлайн: встречи с писателями, книжные клубы, фестивали — мы отбираем самые интересные, на наш вкус. «Штуки» — канал, который ведут выпускники нашей литературной магистратуры, с ультракороткой прозой. «Осенило — написал» — вообще это блог сценаристки Юлии Идлис, но она пишет первый роман и делится опытом.

Г. А.: «Редактура или жизнь» (Youtube и TG-канал), TG-канал «Рукопись, которая горит», QUILLIBRIS (Instagram и TG-канал).

А. Б.: Если вдруг вы думаете, что «умный» контент никому не нужен — горячо рекомендую: подпишитесь на ютуб-канал Армена Захаряна о литературе, он называется «Армен и Федор». Убедитесь, что аудитория хочет, может, готова слушать просто вот красивую речь и детальные филологические разборы. Нам, будущим писателям, очень важно этим себя поддерживать. 

А. Н.: Назову те, что читаю сама (так сложилось, что все они в Инстаграме). 

@writerkatya — блог писательницы для писателей, которые думают, что они никогда не допишут роман/издадут книгу/станут счастливыми в литературе и в жизни (нужное подчеркнуть). Мотивирует работать, скажу я вам. Катя очень много работает, и доказывает, что писатель — это не целиком и полностью о таланте свыше, писатель — это профессия, в которой нет места ленивому. 

@pinki.sassafras — блог Ани больше не о книгах, но о жизни в блоггинге и литературе. У нее очень красивый и органичный слог даже в коротком формате Stories. И я, кажется, знаю почему. Пинки активно агитирует людей читать Набокова, ненавязчиво, ярко и абсолютно прекрасно агитирует. У Ани Пинки есть литературный проект @popereknabok, в котором она учит осознанному чтению. 

@ira_bogunchic — блог для любителей классики, эстетики и литературного мира без желчных отзывов. У неё есть литературный клуб. 

Все эти блоги не только про книги или литературный мир, они ещё и про личности, про истории самих авторов. Для меня блог только о книгах — сух, в нем нет теплоты и эмпатии, за книгами не видно человека. Если человек выкладывается, отдаёт всего себя, то дело становится частью жизни. Если блог — это пересказы аннотаций книг в очередном посте, я такой блог не читаю. Я хочу видеть в блоге то, что я не прочту на обложке: мнение и высказывание автора блога, трансформацию литературы в жизнь и в личность и обратно, связь человека и книги.


Допустим, вам выпал шанс поужинать с любым писателем. Кто это будет и куда вы с ним пойдете?

М. Т.: Приятно было бы поболтать по душам с Фредриком Бакманом — мне кажется, мы нашли бы общие темы, я вот тоже люблю писать про стариков и детей. Мы бы сели на трамвай, чтобы доехать до ресторана, но так бы и катались по кругу весь вечер, глазея на людей и сочиняя истории. Втроем: я, Фредрик и переводчик шведского.

Г. А.: Я пригласила бы Аркадия и Бориса Стругацких. Думаю, мы пошли бы гулять по ВДНХ, пить чай из бумажных стаканчиков и есть пончики, посыпанные сахарной пудрой.

А. Б.: Я большой поклонник советской литературной тусовки 1920-х: Зощенко, Аверченко, Ильф и Петров, Юрий Олеша, Валентин Катаев, Тэффи, Саша Черный, Аркадий Бухов… Вот их всех бы я и собрала вместе, объединив общим занятием. Например, приготовлением яблочного пирога по рецепту из инстаграма Галины Юзефович. Кто-то отправился бы искать в Москве самое лучшее сливочное масло, кто-то поехал бы за яблоками в деревню… Очень интересно, какие разные рассказы эти авторы потом написали о нашем приключении. Что написали бы — не сомневаюсь. Ведь в том и есть спасительное свойство сочинительства: создавать прекрасное из ежедневной чепухи. 

А. Н.: Гончаров. Пойдём на обрыв у Волги. На даче моей бабушки, где я часто бывала в пять лет, обрыв абсолютно такой, как в его романе. А об угощении жители Поволжья уж умеют позаботиться.



Записывали : Агдеева Наиля, Аношкина Светлана