• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему сейчас лучшее время, чтобы написать young adult роман?

Young adult набирает обороты: читательская аудитория растет, а писатели все чаще обращаются к этому многогранному жанру. Авторка «Многобукв» Алена Леденева рассказывает о том, как возник термин young adult и правда ли, что иногда сюжет для книги важнее, чем язык.

Почему сейчас лучшее время, чтобы написать young adult роман?

Young adult — кто эти люди?

Считается, что впервые термин young adult был предложен в 1802 году: британская писательница Сара Триммер обозначила так читателей от 14 до 21 года, которым, как правило, были адресованы романы взросления и приключенческая литература.

Что это за жанр и каким образом можно создавать литературу для определенного возраста — споры об этом ведутся до сих пор, в особенности в последние 10 лет, когда young adult превратился из «промежуточного жанра» в повсеместно продвигаемое маркетинговое клише.

Разговор о young adult в современном понимании справедливо связать с феноменом Гарри Поттера в начале нулевых. Пожалуй, никогда прежде детская книга не выходила так далеко за пределы целевой аудитории — фан-сообщество поттерианы уже 20 лет включает в себя не только читателей в возрасте получения письма из Хогвартса, но и давным давно закончивших школу фикрайтеров, косплееров и коллекционеров.

Те самые дети, которые застали выход новых книг Джоан Роулинг — миллениалы — к своим сегодняшним 30 сформировали новое отношение к потреблению детского и подросткового контента. Недолго бытовавшее ироничное слово «кидалт» (от kid+adult — взрослый с инфантильными увлечениями) сегодня не имеет никакого смысла: речь идет абсолютно про всех. Пересматривать Gravity Falls, носить футболку с Риком и Морти, коллекционировать фигурки супергероев или собирать лего по «Звездным войнам» — все это давно не является атрибутами школьного возраста, а с подобных увлечений сошла стигма гиковства.

Возможно, поэтому сегодня идея написать хороший young adult роман особенно притягательна с точки зрения продвижения: в случае успеха у него окажется уникально большая и активная аудитория. В нее войдут и «натуральные» подростки от 15 до 20, которые в 21 веке стали активным сегментом покупателей, и доброжелательные ко всему подростковому взрослые в возрасте от 20 до 30.


Young adult — что это за жанр?

Нет строгой формулы: жанровые особенности young adult книг так же многогранны, как и их потенциальная аудитория.

Young adult романы — не только магия и любовь (одним из самых громких подростковых авторов 2010-х, пожалуй, был сугубо романтический Джон Грин, написавший «Виноваты звезды» и «В поисках Аляски»). 

История для молодых взрослых может быть строго реалистичной, иметь детективный сюжет или даже относиться к жанру хоррор (как, к примеру, недавно вышедший «Край чудес» Ольги Птицевой).

Один из ярких примеров доминирования конкретного поджанра среди YA-книг  — ставшие трендом 2010-х подростковые антиутопии. Вслед за всемирным успехом «Голодных игр» обзавелись своими кино-франшизами и другие серии YA-романов: «Дивергент» Вероники Рот и «Бегущий в лабиринте» Джеймса Дэшнера. 

Только ли из-за обилия экранизаций поджанр надоел и перестал выстреливать хитами?

Думаю, речь идет о более глобальном тренде и смещении фокуса внимания молодого читателя и зрителя. Эпические истории борьбы юной личности с системой уступили камерным сеттингам, отношениям с окружающими и самим собой. И если честно, «бытовые» истории о преодолении комплексов, непростом общении с семьей или травле в школе несут в себе более «революционный» заряд и надежду на трансформацию. Читатель может соотнести себя с героями и их опытом, что не работает в воинственных сагах о вымышленных тоталитарных государствах.

Сегодняшний тренд — разноплановый каминг-аут, подсвечивание тем, о которых непросто говорить, проблем, в которых страшно признаваться, и появление героев, для которых раньше не находилось места в массовом искусстве.

Популярная YA-книга может рассказывать о принятии тела (Джули Мерфи — «Пышечка») или ВИЧ-статуса (Кэмрин Гарретт — «ВИЧ-Положительная»), о ментальных болезнях (Нил Шустерман — «Бездна Челленджера»), о жизни с клинической депрессией (Адиб Хоррам — «Дарий Великий не в порядке»).

Последняя книга русскоязычного автора Микиты Франко «Девочка в нулевой степени» посвящена проблемам гендерной социализации и желанию подростка обрести собственное «я» вне навязываемых половых ролей и стереотипов. 

Насколько серьезно изучается и достоверно транслируется авторами сложный опыт в условиях конкуренции, когда нужно успеть раньше других «занять» очередную стигматизированную тему на книжном рынке — это вопрос. И ответить на него, вероятно, могут только люди, имеющие непосредственно релевантный личный опыт.

Так или иначе, мировой бестселлер Салли Руни «Нормальные люди» напоминает: необязательно писать о «не таких, как все» героях из специфических сообществ. Искренности и правдивости достаточно, чтобы история привлекла внимание читателей, а вот описание незнакомых автору проблем может вызвать у просвещенной аудитории отторжение. 

Подведем итог: при всей разноплановости young adult историй, есть пара опорных пунктов. Как правило, это сюжеты о взрослении 14-20-летних героев, которые учатся самостоятельно мыслить, защищать личные границы, принимать правильные для себя решения и раскрывать свою уникальность. Об их опыте рассказывается без морализаторства и нравоучений, через откровенный и эмоциональный нарратив. Как никогда актуальны неидеальные, искренние молодые герои.


Требования к тексту: сюжет важнее, чем язык

Мы привыкли: масс-маркетовые писатели давно не соревнуются друг с другом. Они соревнуются с Нетфликсом, Ютубом и аниме-новинками.

Сегодняшних подростков обвиняют в неначитанности, но в насмотренности им не отказать. Молодые зрители и читатели ценят обоснованные конфликты, необычные сюжетные повороты и презирают плоских немотивированных героев. К тому же, их социальная и политическая активность не позволит автору поверхностно пройтись по притягательно хайповым темам: придется серьезно разбираться в популярных дискурсах.

Кое о чем можно не беспокоиться: большая повсеместная беда young adult литературы — это язык. Возьмите хоть переводной, хоть русскоязычный роман для молодых взрослых, и за пару глав вы соберете штамп-бинго. Герои будут «нервно курить» и «самодовольно ухмыляться», подростки будут «угловатыми», а волосы «вечно непослушными», периодически кого-нибудь будет «пробирать дрожь». Если встретите сравнение галстука с удавкой, можно даже выпить.

Это вряд ли канон, скорее снисхождение издателей: как-то принято считать, что 17-летнему читателю все равно, что герой в десятый раз «разочарованно вздохнул», важна исключительно причина вздоха.

К счастью, рынок знает примеры, когда книги о молодых героях не снисходили до звонкой простоты в угоду продвижению — например, роман Мариши Пессл «Некоторые вопросы теории катастроф» намекает потенциальным авторам на то, что история юной героини не обязана идти по пути упрощения, а наоборот — может стать отражением вашей культурной эрудиции. 

Принадлежность к жанру не запрещает стать тем самым хорошим автором, который напишет необычную книгу без грубых клише и выведет свое произведение из «жанрового гетто» к широкому читателю. 

Возможно, именно ваша героиня не будет голубоглазой «избранной», не соберет все trigger warnings актуальной повестки разом и заговорит живым самобытным языком, который полюбит активная и умная молодая аудитория.


Что почитать:

Олдскул YA десятых: «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски, «В поисках Аляски» Джона Грина, «13 причин почему» Джей Эшер, «Дом странных детей» Ренсома Риггза

Ньювейв YA: «Саймон и программа Homo Sapiens» Бекки Алберталли, «Вся ваша ненависть» Энджи Томас, «Нормальные люди» Салли Руни, «Некоторые вопросы теории катастроф» Мариши Пессл

Русское: «Дни нашей жизни» Микиты Франко, «Восхитительная ведьма» Анны Джейн,  «Выйди из шкафа» Ольги Птицевой, «Секция плавания для пьющих в одиночестве» Саши Карина

Лучшая судьба вашей книги: bookmate originals, издательство Popcorn Books, издательство Clever


Алена Леденева