• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусный отбор

Как повысить качество научно-популярной литературы в России — рассказываем об издательском проекте фонда «Траектория»

Искусный отбор

У палеонтолога Андрея Журавлева вышла новая книга — «Похождения видов. Вампироноги, паукохвосты и другие переходные формы в эволюции животных». Это сороковая книга издательского проекта фонда «Траектория». Книги, изданные при поддержке фонда, участвуют и побеждают в конкурсах научно-популярной литературы. Так, «Физика повседневности: от мыльных пузырей до квантовых технологий» заняла второе место в номинации «Лучшая научно-популярная книг для школьников и студентов» премии РАН 2020 года, а «Почему Север сверху: как появились условные знаки, проекции и масштаб на картах» стала лауреатом конкурса «Книга года: Сибирь — Евразия 2021». Зачем фонд вкладывается в издание научно-популярной литературы и как организует взаимодействие с авторами, издательствами и переводчиками — в тексте «Многобукв».


Расширяя фокус

Фонд поддержки научных, образовательных и культурных инициатив «Траектория» появился в 2015 году. У него более десятка просветительских программ, среди которых — публичный лекторий, культурно-этнографический проект «Деревня Гафостров», Астрофизическая школа для старшеклассников.

Издательский проект был в планах с самого начала. «Мы хотели продолжать и расширять историю возрождения научно-популярной литературы в России, начатую фондом “Династия”», — говорит соучредитель и директор по развитию фонда «Траектория» Константин Петров. До «Траектории» он работал и в издательствах, и в «Династии».

Финансировать издательский проект взялся член Совета фонда и первый зампредседателя правления «Московского кредитного банка» Николай Каторжнов. В 2016 году вышла первая переводная книга «Голубая точка: космическое будущее человечества» астрофизика Карла Сагана. В следующем году — уже пять книг, включая две — российских авторов, в 2018 — восемь.

«В фокусе нашего интереса не только актуальные тексты популяризаторов науки, но и книги по истории науки и техники, биографии выдающихся людей в этих областях, — рассказывает Петров. — Поэтому поддержали выход, например, биографии братьев Райт, которые не имеют прямого отношения к науке, но сконструировали и построили первый в мире самолет. Мы также финансово поддержали издание двух книг Тима Скоренко — об изобретениях в СССР и в России и книгу о Венском кружке — фактически об истории науки между двумя мировыми войнами».

Около трети книг проекта посвящены космосу. И это неудивительно: в других программах «Траектории» участвуют много физиков и астрономов. Они делятся с создателями фонда впечатлениями о научно-популярных книгах, опубликованных на других языках, становятся переводчиками, научными редакторами, рецензентами, а порой и авторами издательского проекта «Траектории». Как, например, физик Дмитрий Соколов с книгой «Небесные магниты. Природа и принципы космического магнетизма» и физик Игорь Иванов — с «Объясняя науку. Руководство для авторов научно-популярных текстов».



Не только хорошие авторы

Книги при участии фонда выпускают разные издательства: «Альпина нон-фикшн», подразделение АСТ Corpus,  «Паулсен»,  «Питер». Задачи открыть собственное издательство перед «Траекторией»  никогда не стояло. «Фонду, который поддерживает науку и образование, сложно замахнуться на такой глобальный процесс, — считает Константин Петров. — На рынке есть издательства с большим опытом производства, сбыта и продвижения научно-популярной литературы. Они как коммерческие структуры умеют донести книгу до читателей. Для некоммерческого фонда это важная, но непосильная без партнеров-издателей задача».

«Траектория» вкладывается в отбор книг и подготовку качественного контента на русском языке. Часто инициатором совместной работы выступает издательство: оно обращается в фонд за материальной и экспертной поддержкой. В команде фонда есть координатор проекта, который отслеживает актуальный зарубежный научпоп. Если нужен перевод, фонд ищет и оплачивает работу специалиста, который владеет языками и при этом разбирается в терминологии и тонкостях нужных разделов науки. Поиск научного редактора и его гонорар фонд тоже часто берет на себя. «Издательства не всегда готовы дополнительно тратиться на научную редактуру книг, из-за чего научно-популярная литература выходит с серьезными ошибками или часто полна неточностей, — говорит Константин Петров. — Выверять научные факты в тексте — большая работа. Если книга о гравитационных волнах, то в качестве научного редактора привлекается эксперт именно в этой теме. Если под одной обложкой затронуты разные темы, мы ищем экспертов из разных областей».

Иногда качественный научпоп невозможен без хороших иллюстраций. Тогда фонд вкладывается и в оформление. Так, книга 2021 года «Почему Север сверху: как появились условные знаки, проекции и масштаб на картах» красиво издана и проиллюстрирована, как и британский первоисточник, старинными картами из Бодлианской библиотеки Оксфорда, музеев и частных коллекций. «Когда на столе лежит иностранное издание большого формата с качественными иллюстрациями, мы часто предлагаем издателям не упрощать российскую версию», — объясняет Константин Петров.

Самая популярная книга проекта, выдержавшая несколько переизданий, — «Динозавры: 150 000 000 лет господства на Земле» Нэйша и Барретта — тоже богата иллюстрациями.


Знания — в массы

Когда книга готова к печати, фонд выкупает часть будущего тиража по оговоренной цене. Из типографии эта часть тиража доставляется сразу на склад фонда. Издательство благодаря сотрудничеству с фондом снижает свои финансовые риски, а фонд выполняет одну из главных целей — распространение научных знаний в доступной и современной форме. Выкупленные книги фонд распространяет среди участников своих программ и других мероприятий вроде фестивалей науки, олимпиад и конференций в разных городах. А также жертвует их российским библиотекам, образовательным учреждениям, иным некоммерческим организациям, реализующим научные, научно-популярные и образовательные проекты. В год фонд доносит до читателей порядка 3 000 книг.

Нередко другие программы фонда становятся площадкой для продвижения книг. Так, недавно палеонтолог Андрей Журавлев читал лекцию  в Санкт-Петербургском планетарии, а заодно презентовал свою книгу. «Издательства занимаются продвижением там, где книги можно продать: в магазинах, на книжных ярмарках, — говорит Константин Петров. — А мы — в библиотеках, на фестивалях науки и других мероприятиях. Если мы организуем выступление ученого, который стал автором, редактором или переводчиком нашей книги, то почему бы ему не рассказать о ней? Один проект фонда поддерживает другой, и такая “преемственность”, я считаю, на пользу».

По словам Константина Петрова, фонд не подстраивает издательскую политику под премии научно-популярной литературы, которых становится с каждым годом больше. А то, что большинство их книг становятся номинантами разных премий, скорее говорит о качестве, которому так стремится команда. Сейчас в работе проекта около десятка книг, но создатели готовы строить новые планы. Как говорит Константин Петров, когда кто-то приходит в фонд с предложением поддержать издание классных научно-популярных книг, они обязательно его рассматривают и обращаются к экспертам из соответствующих областей знаний.


Владимир Нишуков