• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Спасаем авторов от творческих застоев, писательских затыков и самокритики

Рецензия на книгу Джессики Броуди «Спасите котика! Все, что нужно для написания романа». Литературным редактором книги на русском языке стала выпускница магистратуры «Литературное мастерство» Наталья Калинникова

Спасаем авторов от творческих застоев, писательских затыков и самокритики

Обычно люди пишущие делятся на два больших лагеря: одни верят в исключительность автора и его дарование, прирожденный талант, «божественную поцелованность», а другие рассматривают писательство как работу, которая требует только усердия и ежедневного труда. Автор книги «Спасите котика! Все, что нужно для написания романа», Джессика Броуди, определенно тяготеет ко второй категории, доказывая, что никакой писательской магии нет. Есть система, придерживаясь которой каждый может стать успешным в этой нелегкой области. 

Хорошая новость: больше не нужно ждать прихода Музы, приливов вдохновения (и с горечью наблюдать за отливами), ломать голову над сюжетом и гадать, почему писательская слава еще не свалилась вам на голову. Не очень хорошая новость: когда вы с помощью этой книги разберетесь со всеми техническими тонкостями и нюансами собственной истории, продумаете детальный план сюжетных перипетий и взаимодействий героев, вам все же придется сесть и написать книгу, не забывая о языке, художественном стиле и уникальности своего голоса. Но — снова хорошая новость — план у вас уже есть. Целая дорожная карта, по которой Броуди обещает провести вас от замысла к изданию собственной книги.

«Спасите котика!» — метод, предложенный в 2005 году сценаристом Блейком Снайдером для создания увлекательной киноистории, оказался полезным не только в Голливуде. На его основе Джессика Броуди и создала систему для написания успешного романа. Ключевое слово — «успешного»: никто не обещает вам Букеровскую премию или билет на поезд, везущий классиков мировой литературы, но вам гарантируют любовь читателей, хорошие продажи и — самое важное — по-настоящему интересный, достойный роман. Джессика Броуди постоянно ориентируется на читателя и говорит об «уловках», «крючках», «трюках» (на все это читатель, естественно, должен попасться), но не забывает и о писательском веселье — ведь с удовольствием читается то, что с удовольствием пишется.

Автор рассказывает нам, как создать живого, необычного героя (даже в своей «обычности», поместив его в уникальные обстоятельства или добавив щепотку странностей), как продумать сюжет, способный вызывать эмоциональный читательский отклик, а также рассматривает десять сюжетных жанров, которыми, по ее мнению, можно охватить абсолютно всю существующую литературу. Надо сказать, что книга Броуди выглядит как идеальный конспект прилежной студентки: с таблицами, схемами, выделением важных частей и даже опросниками для самопроверки (если вы уже написали роман, сможете узнать, насколько он хорош, а если вы на любой стадии его создания, попробуете избежать типичных ошибок). А еще в «Спасите котика!» много юмора и легкости, так что это отнюдь не скучный конспект.

«Спасите котика!» — рай для писателей-стратегов, способный с первого взгляда напугать тех, кто привык писать без четкого плана и действовать «по наитию». Да и лекала, по которым нам предлагают шить свои тексты, могут насторожить: никому не хочется создавать продукты для масс-маркетов. Броуди довольно подробно разбирает ряд широко известных литературных произведений (большая их часть легла в основу популярных фильмов — совпадение? — автор книги считает, что нет) и показывает: несмотря на жанровые и языковые различия, у них один «повествовательный код». С помощью этого кода автор раскрывает секрет популярности любой хорошей книги и неугасаемой читательской любви к ней. А кроме того, размытые и известные нам со школьных времен «завязка, развитие действия, кульминация и развязка» обрастают значительными и важными подробностями.

В качестве примера автор «Спасите котика!» рассматривает преимущественно беллетристику: «Сумерки» Стефани Майер, «Мизери» Стивена Кинга, «Виноваты звезды» Джона Грина, «Голодные игры» Сьюзен Коллинз. Сможете ли вы назвать эти романы гениальными? Возможно, нет. Но нельзя не признать, что это популярнейшие бестселлеры, многие из которых вышли далеко за пределы литературы. Так или иначе, если внимательно читать книгу Броуди, держа в голове сюжеты из классической русской литературы («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Шинель» Н.В. Гоголя и многое другое), можно с удивлением обнаружить, что предложенная методология, состоящая из пятнадцати сюжетных точек (так называемых «бит шитов»), работает и здесь!

Конечно, авторы уже упомянутых «Преступления и наказания» и «Шинели» едва ли были знакомы с системой «Спасите котика!». Скорее всего, и вы интуитивно уже используете приемы этого метода, понимая, как работает интересный сюжет, какое место в нем занимают герои и как важна их характеризация. Джессика Броуди постаралась сложить кусочки картины, которая наверняка вырисовывается у вас в голове благодаря читательскому опыту и авторскому чутью, заполнить пробелы в понимании писательского мастерства, ответить на популярные вопросы, волнующие всех пишущих. В книге «Спасите котика!» не найти магического дзена Рэя Брэдбери или практических советов по обустройству писательского быта Стивена Кинга, зато в ней есть конкретные приемы, схемы, рабочие методы, благодаря которым любая история может стать лучше.

Помимо советов, относящихся непосредственно к процессу творения, книга содержит еще ряд важных элементов: руководство по написанию цепляющего синопсиса и интригующего логлайна (литературный процесс в России устроен так, что автору необходимо уметь не только написать, но и продвинуть свой роман самому), а также линию психологической поддержки для всех, кто трудится над собственной книгой.

Не имеет значения, на каком отрезке пути к созданию романа вы находитесь: смутно представляете его задумку или редактируете уже готовый текст — книга даст вам совет. Не важно, пишете вы рационально, «от головы», продумывая заранее каждую мелочь, или действуете порывисто, «от сердца», давая волю воображению здесь и сейчас — книга сможет стать вашим личным помощником. Первые могут держать это руководство как настольную книгу, а вторые — перечитывать время от времени, чтобы глубже понимать устройство своих и чужих историй, видеть проблемы, но вовремя находить правильные решения.

Так, Джессика Броуди берет читателя «Спасите котика!» за руку и ведет его по надежному, проторенному пути к написанию своего уникального романа. Она дает практические советы, опережает ваши вопросы, снова и снова приводит доступные и развернутые примеры хороших и плохих решений. Броуди обещает рассказать нам, как написать успешный роман — и держит слово. Главное не забывать, что популярность и качество текста не всегда связаны. А ответ на вопрос, почему одна книга проходит проверку временем и становится нестареющей классикой, а другая — нет, лежит, кажется, немного в иной плоскости. 


Анастасия Кеняйкина