• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Художественная литература — это сложноустроенные тексты, в какой бы форме они ни предъявлялись читателю»

19 апреля в ТАСС состоялась пресс-конференция в онлайн-формате, посвященная объявлению длинного списка национальной литературной премии «Большая книга» за 2022 год

«Художественная литература — это сложноустроенные тексты, в какой бы форме они ни предъявлялись читателю»

В ходе конференции участники совета экспертов рассказали об основных тенденциях нового сезона и ответили на вопросы прессы.

Почти все участники конференции отметили, что одной из ключевых тенденций нового сезона премии в вопросах жанра является переход к документальной прозе.

«В жанровых тенденциях я бы выделил увеличивающееся присутствие литературы документальной. Но нужно помнить, что мы не отмечаем на премии любые книги “нон-фикшн”. Мы пытаемся понять, что есть документальная проза. Произведение должно обладать набором художественных качеств в сеттинге реального документа».
(Михаил Бутов, председатель Совета экспертов)

При этом эксперты отмечают, что в основном документальная проза, представленная в новом сезоне Большой книги, обращается к недавнему прошлому через призму личных, семейных историй:

«Довольно много книг о прошлом, не о 16 веке, а о близком прошлом. О советском времени, 20 веке. Эта тенденция, которая не ослабевает, потому что 20 век Россия и весь мир прожили не до конца. То есть, это время было прожито физически, но мы не разобрались, что это было. Отрадно видеть, что многие книги именно об этом».
(Дмитрий Бак, председатель Литературной академии)

Елена Холмогорова, заведующая отделом прозы журнала «Знамя» заметила, что несмотря на то, что авторы обращаются к недавней истории России, они освещают вопросы под совершенно новым углом, поскольку одни и те же проблемы в разное время подсвечиваются иначе.

«Я очень хорошо помню, год назад мы ожидали через какое-то время увидеть много книг, где будет подниматься тема ковида. Конечно, есть книги, где пандемия проходит лейтмотивом. Но в основном, если в качестве фона выбрано время пандемии, оно обостряет какие-то другие вопросы — одиночество, семейные проблемы. Это в очередной раз подтверждает, что литература не отражает и не должна отражать абсолютно зеркально то, что происходит. Фон лишь служит поводом для разговора о вещах ценностных. И мне кажется, что сейчас на этой пандемийной теме мы это очень хорошо можем увидеть».
(Елена Холмогорова, з аведующая отделом прозы журнала «Знамя»)

По традиции не обошлось и без противоречивых сожалений о сокращении количества художественной прозы в жанре фантастики:

 «По моему впечатлению становится все меньше книг фантастики и фэнтези. Хотя количество антиутопий не сокращается».
(Алексей Андреев, заместитель главного редактора журнала «Октябрь»)

«Я бы не сказал, что фантастики становится меньше. У нас почти каждый год есть одна-две книги, которые укладываются в жанр современной фантастики. Другой вопрос, что премия наша не жанровая, и чтобы попасть под прожектор ее внимания, эти вещи должны из жанра выходить. В них должно быть что-то такое, что достойно рассмотрения на поле большой литературы».
(Михаил Бутов, председатель Совета экспертов)

Михаил Бутов также поделился интересным наблюдением об изменениях в области репрезентации текстов. Двадцать первый век открыл для авторов множество форм и возможностей, в том числе и для продвижения своей книги.

Но не только форма репрезентации текстов трансформируется в текущих условиях. Происходят и изменения во взаимодействии института премии с читателями, что, с одной стороны, может выступать механизмом, сдерживающим монополию ограниченного круга лиц на результаты премии, но, с другой стороны, может выступать инструментом давления:

«Я бы очень серьезным образом подчеркнул сферу ожидания, которая окружает нашу премию. Если еще 10-20 лет назад, когда только зарождался современный премиальный сценарий, когда Большая книга была у порога своего возникновения, все выстраивалось таким образом, что мы предлагали что-то читателю. А сейчас читатель уже заранее что-то ждет. Очень часто читатель ждет декларации, формульного ответа на поставленный вопрос. Но нельзя забывать, что художественная литература — это сложноустроенные тексты, в какой бы форме они ни предъявлялись читателю».
(Дмитрий Бак, председатель Литературной академии)

В длинном списке Большой премии 2022 года можно увидеть уже знакомые имена, но появилось несколько начинающих авторов. Участники совета экспертов отметили сложность выстраивания литературного процесса при соблюдении баланса преемственности и новизны, движения вперед.

«Часто говорят, что в списки входят одни и те же авторы. Но этот список доказывает, что не одни и те же. Но одни и те же нужны, потому что в литературе всегда есть преемственность и она не скачет через пропасть, она развивается постепенно. Длинный список 2022 года свидетельствует о том, что в литературе происходит нормальная, естественная жизнь»
(Ольга Новикова, член редколлегии журнала «Новый мир»)


Анна Зиновьева