• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ящик с двойным дном

Новая встреча книжного клуба под руководством Галины Леонидовны Юзефович была посвящена книге Ольги Птицевой «Выйди из шкафа»

Ящик с двойным дном

Обсуждать книгу в кругу писателей – это особенное удовольствие. И пускай мы писатели в проекции, в обозримом будущем, тем не менее нам близка нарратологическая проблематика. Мы можем терзать Прометею печень, мы можем изучать литературный материал под микроскопом, и мы будем делать это с усердием неофитов.

Книга Ольги Птицевой «Выйди из шкафа» словно создана для изучения Creative writing. Читательские ожидания обманываются, писательские приемы обнажаются, масштаб картинки то уменьшается, то увеличивается. И мы, читатели, сидим на этом телескопе и кричим от восторга от всех этих американских горок. Впрочем, отменить критическое мышление сложно, поэтому наши Зоилы рвутся с поводка.

Обязанность явить книгу миру взяло на себя издательство Popcorn Books в 2021 году. До того как обрести бумажное существование «Выйди из шкафа» уже бытовала в цифровом виде. Повитухой выступил издательский сервис Bookmate, который и предложил выпускать текст как сериал: главу за главой. Неожиданные повороты сюжета и визг тормозных колодок привлекли публику. Однако такой способ «предлежания» вызвал две проблемы.

Во-первых, стилистика. Язык настолько вычурный, настолько барочный, что даже читатели с филологическим образованием устают от постоянных «розочек». Понятно, что писатель на малом объеме может перевыполнять норму из любви к искусству, а читатель может без вреда потреблять. Но когда мы читаем книгу, развернутое полотно, где все пестрит и завихряется, временами включается клаустрофобия.

Во-вторых, в книге заявлены несколько тем: детско-родительские отношения,  диссоциативное расстройство и другие. Когда мы выходим к финалу – и достаточно быстро – весь этот комок нитей просто обрывается. Оказывается, что центральная тема всего одна – и это отношения матери и сына, а все остальные лишь служат подпорками. И можно понять возмущение читателей, которые пришли не затем, чтобы слушать фрейдовское, вековое, бормотание. Многим показалось, что психологический расклад устарел и решен в духе 2000-х годов, когда один брат-близнец зол, другой добр.  К тому же Тайлер Дерден в «Бойцовском клубе» Чака Паланика еще накануне миллениума отворил воротца в ад, и пора было бы там уже немножко обжиться. Читатель пресыщен, читатель негодует и ждет новых открытий в области духа.

Понятно, что автор, который публикуется в самом либеральном из изданий, не ставил перед собой цель погружать разум читателя в сон испанского художника, но факт остается фактом – автор воспроизвел самые ходовые стереотипы.

Но умнее ли читатель автора? Могут ли постигнуть братья по перу (в проекции, в обозримом будущем) своего собрата?

После всех рассуждений все-таки остается гносеологический зазор, где автор может укрыться от яростных читателей. Что, если книга и была предназначена для высмеивания клише? Что, если Ольга Птицева иронизировала над изрядно затасканными образами писателя-творца, издателя-барыги, которого срисовали точно с обложки японского комикса?


Женя Скобина