Прошла конференция «Теории и практики литературного мастерства»
16 сентября на Старой Басманной началась конференция «Теории и практики литературного мастерства» в НИУ ВШЭ
Первый день (традиционно для конференций) — серьезный, научный. На доклад и вопросы отводилось по полчаса — и все равно не хватало. Темы новаторские: нет больше места, где говорят о питомниках для писателей, лесопильной музыке рам и режимах творческого письма (разве что на YouTube-канале магистратуры «Литературное мастерство» — не прямо сейчас, но скоро).
Тема конференции — «Литературные сообщества и литературная учеба» — разделяется натрое. Идем от общего к частному: сообщества – учеба – учителя и ученики. В первом блоке – в сообществах – движение тоже от панорамы к деталям, от вопросов терминологии и системы до частных и конкретных литературных объединений.
В перерыве ученые выдыхают: обсуждают погоду, вспоминают общих знакомых, подкармливают студентов конфетами и печеньем. Потом глубокий вдох — и снова погружение.
Второй блок докладов посвящен учебе, литературному и образовательному процессу. Докладчики рассказывают об уникальных архивных документах, цитируют письма и книги, предлагают присутствующим стать свидетелями и участниками литературной учебы конца 19 – середины 20 века. Третья часть — самая предметная, самая конкретная — об учителях и учениках. Литературное ученичество, обучение романтизму, передача литературного опыта — все это раскрывается через судьбы реальных людей, через персональный опыт, через живые истории.
Первый день (традиционно для конференций) — серьезный, научный. Философский, филологический, требующий предельной концентрации и внимания. Первый день конференции многого требует — но и взамен дает его участникам сполна.
1. Сообщества
- Николай Поселягин, Александра Баженова-Сорокина. Литературно-образовательные сообщества: что это такое?
- Анна Швец. От рекламного проекта до лаборатории: институции авангарда и режимы творческого письма
- Дмитрий Бреслер, Дарья Переплетова. Свободный университет (Новой культуры): литературные мастерские Б. Останина и О. Хрусталевой (1988–1991)
- Наталья Осипова. Виртуальные сообщества: практика CWS
2. Учеба
- Елена Глуховская. «Кружок любителей западноевропейских литератур» (1894): как Валерий Брюсов учился у Франца Эверса
- Александра Чабан. «Литературная учеба» В. Брюсова в 1910-е гг.: книга стихов «Зеркало теней»
- Валерий Вьюгин. Питомник для писателей (Журнал «Литературная учеба» М. Горького как опыт культурного ресайклинга)
- Майя Кучерская. «Лесопильная музыка рам»: как учили писать на ленинградских фабриках и заводах в 1930-е годы
3. Учителя и ученики
- Екатерина Лямина. Литературное и иное ученичество в кругу «старших архаистов»: А.С. Шишков и князь Шихматов
- Александра Пахомова. Михаил Кузмин – наставник: от акмеистов до Союза поэтов
- Олег Лекманов*, Михаил Свердлов. Обучение романтизму в начале 1920-х годов
- Ольга Нечаева. «Библиотечка молодого литератора»: попытка передачи литературного опыта между поколениями
- Мария Баскина (Маликова) . Советские школы перевода
Александра Каверкина
* Олег Лекманов включен Минюстом в реестр иностранных агентов.