• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отарки и темный мистицизм

В честь наступившего Хэллоуина мы предлагаем читателям познакомиться с нашей подборкой уст-р-р-рашающих рассказов 

Отарки и темный мистицизм

В конце октября, согласно поверьям, приоткрывается завеса, отделяющая мир реальный от потустороннего. Это время принято связывать с разгулом темных сил и вместе с тем атмосферой предвкушения праздника и веселья. Накануне Дня Всех Святых мы решили отобрать несколько пугающих рассказов, написанных русскими писателями разных эпох. Все они сильно отличаются друг от друга. Один, дореволюционный, написан на стыке с психологической прозой, второй, советский, научно-фантастический, и, наконец, третий, современный, затрагивает социальную тематику. Каждый рассказ пугает особым образом, а потому представляется интересным.

Федор Сологуб. «Червяк»

Темный мистицизм Федора Сологуба очаровывал и пугал его современников. Рассказ «Червяк», впервые опубликованный журналом «Северный вестник» в 1896 году, прекрасно передает особенности авторского стиля писателя и раскрывает характерные для него темы.

Главная героиня — девочка по имени Ванда, гимназистка, живущая в квартире своей учительницы Анны Григорьевны вместе с еще несколькими ученицами. Обрадованная отличной оценкой по сложному предмету, Ванда, веселясь, нечаянно разбивает любимую чашку Владимира Ивановича, мужа Анны Григорьевны. Узнав о случившемся, он пытается высечь плетью девочку, которая в ужасе прячется от него в шкафу. Тогда Владимир Иванович, не зная как еще наказать Ванду, говорит, что ночью к ней в горло заползет червяк. Эта нелепая угроза рождает смутный страх в сердце героини. Чуть позже он материализуется и перерастет в настоящий ужас.

В «Червяке» есть два любимых Сологубом сюжета — постепенное проникновение в повседневную жизнь темных сил и беззащитность детей перед ними. Юная Ванда воспринимает случившееся как странное проклятие. Она не в состоянии попросить о помощи, поскольку окружение ведет себя враждебно по отношению к девочке и насмехается над ее мольбами. Ванда вынуждена безропотно смириться с пожирающей ее изнутри злой силой. Вопрос, было это случайное стечение обстоятельств или влияние темных сил остается открытым.

Север Гансовский. «День гнева»

Север Гансовский — один из позабытых, но некогда влиятельных советских писателей фантастов. В его рассказах неизменно присутствует тема совместимости научного прогресса с гуманизмом, и «День гнева» не исключение. Рассказ был напечатан в 1964 году, в первом выпуске «Альманаха научной фантастики» и вскоре переведен на множество языков, включая венгерский и японский. 

Журналист по имени Дональд Бетли прибывает в отдаленный лесной район, чтобы сделать материал про отарков, искусственно выведенных гибридов медведя и человека, обладающих повышенным интеллектом, но начисто лишенных эмпатии. Бетли едет к заброшенному исследовательскому центру вместе с лесничим Меллером, замкнутым и угрюмым мужчиной, с недоверием относящимся к науке. В пути журналист и его спутник постоянно подвергаются нападениям отарков, что не останавливает их стремление добраться до заброшенной лаборатории, где и начались зловещие эксперименты.

Несмотря на то, что «День гнева» был впервые опубликован в 1964 году, он и сегодня воспринимается очень современно. Гансовскому удалось передать растущее напряжение и вывести несколько остросюжетных развязок. Благодаря им рассказ читается как очень крепкая и актуальная фантастика. Гансовский сумел очень динамично описать нападения отарков, а их поведение и речь, пожалуй, самая жуткая часть рассказа. Сначала писатель выводит их действия как вполне людские, чтобы затем резко сломать эту иллюзию и представить монстров как загадочный и опасный вид существ на границе животного и человеческого. Благодаря такому подходу, отарки воспринимаются особенно жуткими существами, выбивающимися из привычного восприятия. 

Дарья Бобылева. «Соль земли». Сборник рассказов «Наш двор». АСТ. 2021.

Современную российскую писательницу Дарью Бобылёву по праву можно назвать одним из ведущих авторов русскоязычного хоррора. В сборнике рассказов «Наш двор» Бобылёва отлично справляется с задачей создания параллельной реальности в постсоветской действительности. Этот сборник родился из увлечения Дарьи Советским городским фольклором и, в частности, книгой «Опасные советские вещи». В «Нашем дворе» живут аномальные сущности, происходят жуткие события и пропадают люди. Все это воспринимается вполне буднично обитателями двора, которые уже свыклись с местными чудесами. 

Рассказ «Соль земли», открывающий сборник, построен как своеобразное противопоставление городского и деревенского мировоззрения. Второе в рассказе Бобылёвой становится воплощением хтонического начала, которое разрушает привычный быт московского интеллигента Льва Вениаминовича.

Пожилой философ, много лет проживший в одиночестве в своей огромной квартире, к удивлению соседей нанимает хозяйственную домоправительницу Агафью Трифоновну, старушку с лицом «миловидным и каким-то неуловимо своим, родным». Агафья Трифоновна наводит порядок в квартире Льва Вениаминовича, параллельно потчуя его деревенской пищей, от которой пожилой философ, в конечном счете, приобретает «бочкообразную форму». Основной ингредиент, благодаря которому еда кажется Льву Вениаминовичу настолько аппетитной, это загадочная земляная соль. Пристрастие к ней дорого обойдется главному герою. 

Бобылёва умело воссоздает противоречивое отношение городских жителей к деревне и ее выходцам. С одной стороны, это почтение к ручному труду и «естественному» образу жизни, а с другой — боязнь метафизического Другого, который приобретает в рассказе вполне реальную форму.


Каждый из трех рассказов демонстрирует вневременную природу страха. Вместе с эпохами изменялись и вещи, которые пугали людей. До революции они имели мистический характер, в советское время приобрели форму боязни перед непредсказуемостью научного прогресса, и, наконец, в наше время обусловлены социальным расслоением и атомизированностью общества. Подобно тому, как страхи и тревоги всегда будут сопровождать человека, так никуда не денется и его желание пощекотать себе нервы жуткими историями. Ради этого и существует хоррор-литература.


Иван Шульц