• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Автор не изменился, у него просто появилось больше выбора»

1 декабря на ярмарке non/fiction прошла встреча с главным редактором «Альпина Паблишер» на тему «Как крупное издательство ищет новые имена и работает с авторами?»

«Автор не изменился, у него просто появилось больше выбора»

Первый день книжной ярмарки Non/fiction выпал на четверг, но несмотря на это, в «Гостином дворе» было много людей. Подобраться к некоторым стендам оказалось совсем непросто — приходилось ждать, пока разойдутся ряды посетителей, или вставать на носочки и смотреть поверх голов (нетерпеливость подталкивала, рост позволял). Разговор с главным редактором «Альпина Паблишер» Сергеем Турко проходил во втором зале, не самом большом на выставке, но разведка показала, что мест в лекториях хватало (удалось заглянуть на несколько прельщающих и не очень презентаций книг). Однако за десять минут до начала разговора все стулья в комнате уже были заняты, а после – люди становились вдоль стен и в проходе.

Темой встречи стал вопрос «Как крупное издательство ищет новые имена и работает с авторами?». Модератором беседы был Егор Апполонов, создатель курса о сторителлинге «Дофаномика», автор телеграм-канала «Хемингуэй позвонит» и книги «Пиши рьяно, редактируй резво». Описание разговора заинтриговало многих — «по статистике крупных издательств, только 2% из присланных рукописей проходят отбор». Но надо сказать сразу, что верить в существование секретного способа эффективно протискиваться в узкие бутылочные горлышки издательского потока — было наивно. Однако на встрече все равно прозвучало несколько жизнеутверждающих тезисов для начинающих писателей.

Резонным после не очень обнадеживающей статистики стал вопрос, ищет ли издательство новых авторов сейчас и как обстоят дела на рынке. «Конечно, ждем, особенно в это время, когда очень многие зарубежные издатели прекратили работать с Россией, предоставлять новинки. Сейчас золотое время для писателей. Теперь больше внимания и желания к российским авторам», — ответил Сергей Турко.

В целом, одним из мотивов разговора было развеивание мифа об издателях, как «кровожадных капиталистах», существующих в своем закрытом мире, куда новым авторам практически невозможно пробиться. На встрече обсуждались разные способы «доставить» рукопись редактору. И один из таких — самотек, самый доступный. Но не настолько безнадежный, как может казаться на первый взгляд. Да, в издательство действительно отправляется огромное количество текстов, но Сергей Турко заверил, что изучается каждый. Беглость изучения, конечно, варьируется — например, в случае с нон-фикшн это сильно зависит от темы. Если книга становится интересна человеку, отвечающему за самотек, дальше ее выносят на редакционный совет, где проходит обсуждение и голосование. После этого часто говорят — да. «В последние годы, на мой взгляд, вероятность попасть через самотек увеличилась».

В разговоре также прозвучали важные цифры — сколько нужно ждать после отправки рукописи. «Сейчас срок ответа в “Альпине” четыре недели, хотя обычно получается быстрее». Нет ничего хуже неизвестности, но и здесь главный редактор смог порадовать — автор получит ответ в любом случае: отрицательный или положительный. Правда, в случае отказа издательство не будет давать развернутый фидбэк с причинами из-за большого потока рукописей. Но что делать, если ответ не пришел? «Тогда нужно пожаловаться мне, потому что это значит, что где-то не отработано» , — Сергей сказал, что ему можно написать в Фейсбуке (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Ответит он, вероятно, в течение 2-3 недель.

Самотек — не единственный способ попасть в издательство. «Альпина Паблишер» проводит и проактивный поиск. «Это не алгоритмический процесс, и не существует одного большого регистра, где можно найти авторов. Наше главное преимущество — люди в издательстве работают долго. Так нарабатываются социальные связи и доверие. Авторы, которых вел и издавал продюсер, рекомендуют ему других авторов. И это главный источник».

До недавнего времени «Альпина» выпускала только нон-фикшн, в связи с этим на встрече звучало много вопросов о нехудожественной литературе. Редактор отметил, что в этой области они обращают большое внимание на ценность темы и экспертность автора в его дисциплине. Нередки в их практике случаи, когда эксперт обращается в издательство без готовой рукописи, но с предложением темы. Если интересы сходятся, «Альпина» может помочь в составлении структуры, редактуре и написании книги. Существует и обратный процесс — когда издательство само ищет профессионалов, которые могли бы написать книгу «по теме», и приходит к эксперту с предложением.  

Встреча проходила в формате живого диалога, и слушатели могли задавать свои вопросы в процессе. Так, из зала поинтересовались, чем характерны книжные провалы. «Если книга проваливается, это не значит, что автор плохо написал. Важно понимать, что плохую книгу мы не возьмем. Мы верим в каждую, а дальше вопрос рынка». Здесь, как и с формулой бестселлера, сложно сказать, что служит ключом к успеху или провалу. В обратную сторону события всегда сходятся, но предсказать, какой фактор сыграет в будущем, невозможно. Характеристики провала нет так же, как и секрета бестселлера. «Это сочетание внутренней экспертности, готовности, рынка, грамотного издателя, названия, дизайна, продвижения. И часто мы не можем быть уверены, за счет чего именно что-то взлетело. Мы делаем 100-120 книг в год, и, наверное, около 15-20 может провалиться». Издательство отслеживает тренды, но «мы не можем всегда подхватывать только тренды, потому что на рынке есть слоны, которые в этих трендах нас затопчут. Быть в тренде — это быть в толпе. Значит, нужно быть впереди. Тогда есть шанс, что не догонят. Наша главная задача — рискуя, делая ставки, предвосхитить тренды».   

Вопрос, который интересовал слушателей в этом ключе, есть ли у издательства предположения о том, что будет интересно в 2023 году. «Будущее предсказать никто не может. Например, год назад мы были ведущими по книгам про инвестиции, а сейчас их уже нет. Часто смешивается то, во что хочется верить, и то, что реально. Мне хочется верить, что будет больший спрос и потребность на книги про что-то хорошее, доброе, светлое. Сейчас и так много мрачного, это останется в жизни, а литература пусть побуждает нас к чему-то хорошему. Это то, во что мне хочется верить. Но все может быть наоборот».

Как было подмечено одной из участниц, сейчас появилось много школ писательского мастерства и книг об этом. Сергей Турко завершил встречу ответом на вопрос, изменился ли сам автор с течением времени. «Читать книги про писательское мастерство точно стоит. Автор не изменился, у него просто появилось больше выбора. Нужно не бояться начать».


Анна Шин