• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дина Озерова: «Если честно, я немного скучаю по тем временам, когда могла просто читать, не включая при этом внутреннего книгоаналитика»

8 декабря на церемонии награждения лауреатов «Большой книги» был объявлен победитель пятого сезона премии «_Литблог» — им стала Дина Озерова из Мурманска. В интервью «Многобукв» Дина рассказала, почему важна обратная связь от подписчиков, чем отличается создание текстового блога от подкаста, а еще поделилась мнением об итогах «Большой книги».

Дина Озерова: «Если честно, я немного скучаю по тем временам, когда могла просто читать, не включая при этом внутреннего книгоаналитика»

Ты уже была финалисткой премии «_Литблог» в предыдущем сезоне. Как это ощущалось тогда? Каково это — стать финалисткой в этом году? 
Если честно, в прошлом году я более ответственно подошла к участию в конкурсе. Выход в финал стал настоящим прорывом для моего канала. Но в этом году я долго сомневалась, стоит отправлять заявку или нет, но всё же решилась буквально за полчаса до дедлайна. Когда объявили финалистов, я была в Смоленске, принимала участие в работе мастерской АСПИ в качестве мастера секции «Литературный блогинг». О выходе в финал узнала от самих участников: молодые писатели, поэты и критики, с которыми я делилась своим опытом ведения блога, поздравили меня прямо во время семинара. Помню, что подумала: «Вау! Это уже победа».


Как тебе итоги «Большой книги»? Были ли сюрпризы?
Я предполагала, что в тройку лидеров войдут Дмитрий Данилов с романом «Саша, привет!», Анна Матвеева с «Каждые сто лет» и Павел Басинский с «Подлинной историей Анны Карениной». Получается, мой прогноз оправдался ровно на треть. 

Конечно, я была удивлена, что все призовые места отданы нон-фикшену, документальным романам. Это особенно удивляет, учитывая, что в этот год многие эксперты книжной индустрии отмечали постепенный спад тренда на нон-фикшн. Но, видимо, пока художественная литература переизобретает саму себя, документальная, мемуарная проза остается тихой, безопасной гаванью, к которой можно причалить в штормовые времена. 

Как по-твоему, зачем нужны книжные блогеры? 
В отличие от литературных критиков, которые работают, прежде всего, для профессионального сообщества, книжные блогеры в своих обзорах всегда обращены к читателям. Пока ещё мы выполняем рекомендательную функцию: советуем книги и ориентируем в мире издательских новинок. Но, думаю, скоро это изменится, ведь с этой задачей уже прекрасно справляются издательства и книжные магазины. 

Люди выбирают блог по личности его автора. Блогер — это такой идеальный собеседник, который помогает осмыслить прочитанное и продлить опыт взаимодействия с книгой. Думаю, эта функция книжных блогеров гораздо важнее. 

Должен ли блогер ориентироваться на свою аудиторию? 
И да, и нет. С одной стороны, если совсем игнорировать запрос своей аудитории, в какой-то момент она перестанет тебя читать. С другой стороны, гораздо важнее следовать за своим авторским голосом, принципами и убеждениями.

На самом деле, я думаю, что людям, по большому счёту, всё равно, о чём читать. Главное, чтобы это было интересно.

Бывает ли, что ты устаешь от книг? Как отдыхаешь?
От книг я, обычно, не устаю, а вот от ведения блога — периодически. Помогает смена формата. Если устаю от написания текстов, то переключаюсь на запись подкастов. Устаю от монтажа новых выпусков — иду на встречу книжного клуба. 

Ещё, у нас есть небольшой чат авторов книжных телеграм-каналов, который на связи 24/7. Так вот, всегда помогает просто прийти в чат и поныть, там всегда поддержат и поймут. 

Очень помогает обратная связь от подписчиков. Иногда я перечитываю старые комментарии к моим постам — сразу как-то легче на душе становится, понимаю, что пишу не в пустоту, а для реальных людей, которым важно то, что я делаю. 

Как ты выбираешь книги, на которые пишешь рецензии? 
Четкого алгоритма нет, ориентируюсь на свою читательскую интуицию и уже сформировавшиеся предпочтения. Не опираюсь на категории «важная книга» или «книга, меняющая мир». В этом неоспоримый плюс блога как микромедиа — можно спокойно писать о том, что нравится. 

Например, люблю так называемую «миллениальскую прозу», которая осмысляет опыт моего поколения. Не только романы Салли Руни, но и Эми Липтрот, Ольги Брейнингер, Веры Богдановой, Аси Володиной, Булата Ханова и других. Ещё, стараюсь быть в потоке литпроцесса, поэтому слежу за литературными премиями, хотя они и не всегда бывают репрезентативными. Вообще, чаще всего пишу о современной русскоязычной прозе, с которой существую в одном культурном контексте. 

На что прежде всего обращаешь внимание, садясь за отзыв? Есть ли какой-то алгоритм работы над рецензией? 
Думаю, работа рецензента немного похожа на работу психотерапевта. Последний во время сессии не только слушает клиента, но и параллельно отслеживает свои эмоции и анализирует их, предполагая, в какую теорию это всё укладывается.

Когда я читаю книгу, тоже синхронно анализирую свои эмоции и впечатления. Чтобы поставить диагноз роману, нужно разобраться, почему он вызвал именно такие чувства. Было скучно — почему? Автор не справился с задачей или намеренно усыплял внимание читателя? Если намеренно, то зачем ему это ему нужно, что он хочет скрыть, а что — подчеркнуть?

В общем, работа над рецензией начинается уже в процессе чтения книги. По ходу я делаю много заметок, но далеко не все из них попадают в итоговый текст. С их помощью я пытаюсь нащупать, про что это книга лично для меня, какой вопрос она задаёт. 

Закрыв последнюю страницу, мне нужно какое-то время пожить с мыслями о книге, но не очень долго, чтобы какие-то важные детали не выветрились из головы. Затем я погружаюсь в контекст: изучаю биографию автора, особенности издания книги и так далее. Чужие рецензии перед тем, как написать свою, стараюсь не читать, но, если книга громкая, это не всегда получается. Только после этого сажусь писать. Сам процесс создания текста может занять от пары часов до пары недель. 

Если честно, я немного скучаю по тем временам, когда могла просто читать, не включая при этом внутреннего книгоаналитика. Но, боюсь, эту оптику уже не сбросить до заводских настроек. 

Есть множество площадок, на которых можно вести блоги. Какие ближе тебе? Какие у них преимущества? 

Я люблю телеграм и подкасты. Телеграм — потому что это площадка, которая предоставляет максимально большое количество инструментов для самовыражения. Здесь можно делать всё, что душе угодно: писать посты, публиковать аудио, делать опросы, проводить видеотрансляции и аудиоэфиры, записывать кружочки и так далее. Но на первом месте, всё-таки, тексты. А я больше про текст. 

Но, надо помнить, что телеграм — это, прежде всего, мессенджер. Люди заходят в телеграм, чтобы просмотреть рабочий чат, скинуть мем другу, и в промежутке, может быть, почитать какой-нибудь телеграм-канал. С одной стороны, это минус: авторам приходится конкурировать за внимание пользователей даже не друг с другом, а с мемами про котиков или сообщениями от начальства. С другой, — телеграм позволяет быть гораздо ближе к своим подписчикам.

Подкасты — потому что они дают возможность создать сообщество. Пожалуй, никакой иной медиум не позволяет создать столь тесную связь создателя контента с его аудиторией. Ведущий подкаста для слушателей часто становится настоящим другом, и нового эпизода ждут как долгожданной встречи. За это ощущение сопричастности я и люблю подкасты.

Ты ведешь не только блог, но и сразу два подкаста: «Лед и книги» и «Букстор». Расскажи, чем создание подкаста отличается от создания письменного блога? 

Практически всем! Чтобы создать подкаст самому, нужно немного разобраться в технической стороне вопроса, погрузиться в тему записи и монтажа аудио (но это не так сложно, как кажется). А ещё — прокачать ораторское мастерство. На практике оказалось, что говорить в микрофон — это совсем не то же самое, что выступать перед живой аудиторией или записывать себя на видео. Но это тоже безумно интересно!

Подкаст «Лед и книги» мы делаем самостоятельно от и до вместе с моей соведушей, автором телеграм-канала «книги и север в душе» Дарьей Чаплыгиной. «Лед и книги» — это самый северный подкаст о книжной культуре. В нём мы рассказываем, каково это — писать, издавать, продавать и читать книги сегодня, в 2022 году, а ещё стараемся продвинуть классные книжные проекты родом из Мурманска. 

Идея создания подкаста «Букстор» принадлежит подкастерке и книжной обозревательнице Вале Горшковой. Она придумала этот проект для популяризации независимых книжных магазинов и инди-издательств. В какой-то момент Валя подключила к проекту меня и мы стали работать над его реализацией вместе. Безумно благодарна за возможность работать над подкастом, ценности которого я полностью разделяю. 

Читаешь ли ты других блогеров? Порекомендуй три книжных блога, на которые стоит подписаться. 
Конечно! Могу посоветовать своих коллег-финалисток «_Литблога» Татьяну Трубину и Кристину Куплевацкую. У Тани есть канал на Youtube, который называется Bookовски, одноименный блог в Телеграме, также она пишет статьи для разных порталов, например, «Литературно». Кристина ведёт сообщество ВКонтакте «Книжная среда Куплевацкой» и одноименный телеграм-канал, также пишет обзоры для портала «Красный Север».

Ещё посоветую телеграм-канал «что читает Леночка», который ведёт книжная обозревательница Елена Чернышева. Она пишет обзоры для «Прочтения» и «Театр to go», много пишет об актуальной современной прозе и жемчужинах детской литературы.


Беседовал Денис Банников