• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Любить и быть любимым

Подборка историй любви из русской и зарубежной литературы в честь 14 февраля

Любить и быть любимым

«Величайшее из всего, чему ты можешь научиться в этом мире — любить и быть любимым», — говорит Кристиан из фильма «Мулен Руж». И действительно, любовь, как бы банально ни звучало, повсюду: и в жизни, и в искусстве. Даже праздник специальный существует — 14 февраля. И в честь него мы подготовили подборку пар из русской и зарубежной литературы, как из классики, так и современной прозы. Любовь нежная, на всю жизнь, страстная, больная, любовь между родители и детьми.

Первая любовь

Волнение, трепет, неловкие разговоры и прикосновения, застенчивые улыбки — такая искренняя, нежная первая любовь, которую невозможно забыть.

Элеанора и Парк из «Элеанора и Парк» Рэйнбоу Рауэлл

Они знакомятся в автобусе, такие разные, но чувствующие себя одинаково — изгоями. Парк наполовину кореец, любит комиксы и рок, слишком эмоциональный и открытый, с любящими родителями; Элеанора полудатчанка-полушотландка в мешковатой одежде и маске отчужденности, живущая с тираном-отчимом, безвольной матерью и кучей братьев. Они сближаются постепенно, с сомнениями, — я правда нравлюсь? — но даря друг другу долгожданное понимание. Любовь их сильна и всепоглощающа, каким и должно быть то самое первое чувство.

«Элеанора права: она не была милой. Она казалась произведением искусства - а оно не обязано быть милым. Оно должно пробуждать в людях чувства.

И - о, да: Элеанора пробуждала чувства. Когда она сидела на диване рядом с Парком, казалось - кто-то открыл посреди комнаты окно и заменил весь воздух новой, улучшенной маркой ("теперь двойная свежесть!").

Рядом с Элеанорой он ощущал, как что-то меняется. Что-то происходит. Даже если они всего лишь сидят на диване»

Рома и Юля из «Вам и не снилось» Галины Щербаковой

Повесть, а после и фильм, покорившие Советской союз историей о влюбленных Роме и Юле, чьим чувствам противостоят взрослые. Они видят смысл лишь друг в друге, а не школе, будущем университете, помощи по дому. Расстояние, интриги близких не ослабляют отношения ребят, а наоборот — укрепляют ещё больше. Концовка в фильме и повести различается. Если хочется светлое послевкусие, лучше посмотреть кино.

«Юлька!

Слушай мою таблицу умножения. Дважды два будет четыре, а трижды три — девять. А я тебя люблю. Пятью пять, похоже, — двадцать пять, и все равно я тебя люблю. Трижды шесть — восемнадцать, и это потрясающе, потому что в восемнадцать мы с тобой поженимся. Ты, Юлька, известная всем Монголка, но это ничего — пятью девять! Я тебя люблю и за это. Между прочим, девятью девять — восемьдесят один. Что в перевернутом виде опять обозначает восемнадцать. Как насчет венчального наряда? Я предлагаю серенькие шорты, маечку-безрукавочку, красненькую, и босоножки рваненькие, откуда так соблазнительно торчат твои пальцы и пятки. Насчет венчального наряда это мое последнее слово — четырежды четыре я повторять не буду. В следующей строке Учись хорошо — на четырежды пять! Не вздумай остаться на второй год, а то придется брать тебя замуж без среднего образования, а мне, академику, — семью восемь, — это не престижно, как любит говорить моя бабушка. А она в этом разбирается. Так вот — на чем мы остановились? Академик тебя крепко любит. Это так же точно, как шестью шесть — тридцать шесть. Ура! Оказывается, это дважды по восемнадцать! Скоро, очень скоро ты станешь госпожой Лавочкиной. Это прекрасно, Монголка! В нашем с тобой доме фирменным напитком будет ром. Открытие! Я ведь тоже — Ром! Юлька! У нас все к счастью, глупенькая моя, семью семь! Я люблю тебя — десятью десять! Я тебя целую всю, всю — от начала и до конца. Как хорошо, что ты маленькая, как жаль, что ты маленькая. Я тебя люблю. Я тебя люблю

Твой Ромка»

Запретная любовь

Табу меняется со временем. Раньше было возможно то, что запрещено сейчас и наоборот, неизменным остается лишь интерес к табуированной тематике. Запретная любовь — одна из них. Чувству без разницы на социальное положение, возраст, национальность и пол. Оно есть и всё. Паре приходится противостоять семье, традициям, миру ради того, чтобы быть вместе или же смириться и быть, в худшем случае, несчастными.

Девушка и китаец из романа «Любовник» Маргерит Дюрас

Роман получивший в 1984 году Гонкуровскую премию, а в 1991 экранизацию, снятую Жан-Жаком Анно. Сайгон, 1932 год. Девушка стоит на палубе парома. Мать её учительница, нервозная женщина, есть два брата — старший (несчастье семьи) и младший (дорогой и любимый). Она живет вдали от близких, в пансионате, там и учится. На пароме встречается с мужчиной, он видит её через окно лимузина — ему больше тридцати, одет по-европейски, но по национальности — китаец. Его имени так никто и не узнает. Они совершенно разные, сразу понимают, что отношения обречены, ведь семьи не одобрят и положение не позволяет, но все равно он забирает её после занятий, увозит в квартиру в далеком районе. Кажется, что между ними лишь сексуальная связь, но с каждой встречей герои всё больше и больше тонут друг в друге.

«Он часто плачет, потому что его любви не победить его страха»

Женя и Илья из романа «Сезон отравленных плодов» Веры Богдановой

Лето, дача, зной. Они прячутся на ветках дерева, едят кислые яблоки, ходят на дискотеку в соседний сельский клуб, целуются в поле, а после встречаются в Москве в кино, парке, повзрослев — после работы. Им друг без друга тяжело, они связаны, всегда вместе, если не физически, то мысленно. Женя и Илья буквально созданы друг для друга, единственное, что мешают их счастью — они родственники, двоюродные брат и сестра. Когда близкие узнают, случается трагедия, которая разделит их на долгие года, но связь — та самая, духовная — не исчезнет никогда.  

«Женя и его Будущее несовместимы, и Илья мечется между ними. Думал много раз объяснить всё Жене, что ей без него будет лучше (вранье), а ему —без нее (вдвойне вранье: когда он рядом с Женей, он дышит ей, он пьет её, он связан с ней незримо, он задыхается, когда не видит её долго, а долго — это два-три дня)»

Любовь на расстоянии

Любви покорны не только возрасты, но и километры. Это сложное испытание — расстояние. Не дотронуться, не почувствовать родное тепло, лишь почерк знакомый, лицо, искаженное, зависающее на экране телефона или компьютера. Зато сладость от воссоединения невообразимая. Иногда расстояние скрепляет отношения, а иногда разрушает их бесповоротно.

Якуб и женщина из романа «Одиночество в сети» Януша Вишневского

Один из известнейших зарубежных произведений, который показал новый виток эпистолярного романа, но задействованы уже не письма, а Интернет. О качестве произведения говорить можно долго, но в своё время оно было на пике популярности. 1996 год. Главные герои знакомятся по Интернету, переписываются через почту и ICQ. Они встречаются всего пару раз, у неё семья, муж, у Якуба — всепоглощающее одиночество. Она на распутье между привычной семейной жизнью и новой любовью, а ему остается лишь ждать её решения.

«Еще раз благодарю тебя за все, а главное, за то, что ты есть.

***

Уже 3 дня я поразительно болезненно ощущаю, как прочно ты вошел в мою жизнь и что происходит со мной, когда ты эмигрируешь из нее

***

Боже, помоги мне быть таким человеком, каким считает меня моя собака»

Володя и Саша из романа «Письмовник» Михаила Шишкина

Вначале это выглядит как любовная переписка между Володей и Сашей, проведших время на даче. Но чем дальше читаешь, тем больше разрывается между героями само время и пространство. Но любовь остается неизменной, несмотря на взвалившиеся на Володю и Сашу невзгоды. Тяжело говорить про книгу без раскрытия подробностей сюжета, поэтому лучше прочитать самому.

«Теперь корю себя, что когда мы были вместе у меня было столько возможностей показать тебе  мою любовь, а я об этом не думала. А теперь, ты так далеко, что ничего не могу для тебя сделать - ни обнять, ни поцеловать, ни провести ладонью по твоим волосам»

Невзаимная любовь

Не всегда любовь приятна, иногда она доставляет страдания, особенно если объект обожания не отвечает взаимностью. Развязок несколько: на чувства отвечают, они утихают, остаются на всю жизнь, либо превращаются уже не в безобидную влюбленность, а настоящую манию.

 Поль и Симон из романа «Любите ли Вы Брамса?» Франсуаза Саган

Поль — тридцатидевятилетняя женщина, сжираемая одиночеством и непомерной грустью. Она встречается с Роже, для которого важнее всего в жизни личная свобода. Он легко рассказывает Поль об интрижках, уезжает и приезжает, когда хочет. И в их обыденность врывается Симон. Он молод, богат, красив и очень чувствителен. Поль для него — весь мир, та самая любовь. Но Поль не готова менять привычный уклад, ей уже удобен со всеми недостатками Роже, хотя сердце бьется в такт с Симоном.

«— А вас, вас я обвиняю в том, что вы не выполнили свой человеческий долг. Перед лицом этого мертвеца я обвиняю вас в том, что вы позволили любви пройти мимо, пренебрегли прямой обязанностью каждого живого существа быть счастливым, избрали путь уверток и смирились. Вы заслуживаете смертного приговора; приговариваю вас к одиночеству»

Владимир и Зинаида из повести «Первая любовь» Тургенева

История, основанная на реальности. Владимир вместе с семьей приезжает на дачу, где встречает красивую, но бедную княжну Зинаиду. Влюбляется сразу, не может отвести взора, вспоминает постоянно и следит. Вот только сердце самой Зинаиды отдано другому близкому для Владимира человеку.

«— Прощайте, прощайте, — твердил я.

Она вырвалась и ушла. И я удалился. Я не в состоянии передать чувство, с которым я удалился. Я бы не желал, чтобы оно когда-нибудь повторилось; но я почел бы себя несчастливым, если бы я никогда его не испытал»


Анастасия Наумова