• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Любовная драма на рубеже девяностых и нулевых

В феврале на собрании книжного клуба под руководством Галины Леонидовны Юзефович участники обсуждали роман Веры Богдановой «Сезон отравленных плодов»

Любовная драма на рубеже девяностых и нулевых

«Сезон отравленных плодов» — второй роман Веры Богдановой, который вышел весной 2022 года. На первый взгляд кажется, что это книга о любви. Главные герои Женя и Илья знакомятся на даче, куда их привозят родители. Им около двенадцати, они слушают кассеты в плеере, забираются повыше на дерево и наблюдают за деревенской жизнью. Следующая встреча происходит через пять лет, и она переворачивает всю их жизнь. На своей первой дискотеке Женя и Илья напиваются и целуются. Казалось бы, «долго и счастливо» не за горами, но есть серьезное препятствие: Женя и Илья приходятся друг другу двоюродными братом и сестрой, и семья ни за что не поддержит их отношения. 

Любовная драма разворачивается на рубеже девяностых и нулевых, и Вера Богданова живописно погружает читателя в эпоху. Картонки в примерочных на рынках, «Клон» по телевизору, новые русские на «Мерседесах» — те, кто не застал эти времена, с легкостью могут их вообразить, а у остальных прочтение вызовет чувство ностальгии. Однако еще важнее для Веры Богдановой — поднять тему терактов в начале нулевых: взрывы на Пушкинской и Рижской, Норд-Ост и Беслан. Как отмечал Алексей Поляринов в одном из эссе в сборнике «Почти два килограмма слов», по сравнению с 11 сентября, о котором снято и написано так много, трагедии в России будто намеренно забыты и, как следствие, не отрефлексированы. «Сезон отравленных плодов» — одна из немногих книг, где поднимают и освещают теракты нулевых. Теракты, хоть и остаются лишь фоном в повествовании, предопределяют страхи и тревоги Жени: она еще долго не может оправиться от потрясения, ездить на метро и даже спустя десятилетие с трудом летает на самолетах.

Другая классическая, но немаловажная тема в романе — это конфликт отцов и детей. Травмированные взрослые воспитывают травмированных детей, и это бесконечный цикл. Бабушка терпела побои мужа и вырастила двух дочерей: Света, тихая и забитая, в целом довольна жизнью, поэтому закрывает глаза на измены мужа Юры, а Мила, яркая и темпераментная, постоянно находит «неправильных» мужчин, которые ее избивают. В свою очередь Света и Юра почти не хвалят свою дочь Женю, и она вырастает гиперответственной и при этом неуверенной в себе и старается забыться в вечных переездах и алкоголе. На Илью мать взваливает всю вину мужской половины человечества («Все мужики козлы, и ты, Илья, тоже им станешь, когда вырастешь»), и он усердно учится, чтобы не стать как они — его отец или отчим; но терпит неудачу и разочаровывается в себе. Даша же повторяет судьбу матери: ведет беспорядочный образ жизни, рано беременеет, сходится с любителем выпить и поднять на женщину руку. 

Кажется, судьба каждого героя предопределена, будущее предначертано — и не самое радужное. Но оказывается, что любовь Жени и Ильи — да-да, та самая греховная, неправильная, порочная — и есть выход. Они проносят ее через года разлуки, через болезненный аборт, после которого Жене никогда не стать матерью. Пойти наперекор правилам и законам морали, впервые поступить так, как велит сердце, — вот что поможет разорвать это колесо сансары и двигаться дальше.


Аля Машурина