• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Выше ноги от земли» Михаила Турбина: оставить призраков в прошлом

Новая рецензия в рамках рубрики «Наши рецензии» от Анастасии Никитиной

«Выше ноги от земли» Михаила Турбина: оставить призраков в прошлом

В июне 2022 года Михаил Турбин получил серебряную награду литературной премии  «Лицей» за роман «Выше ноги от земли», а уже осенью Редакция Елены Шубиной выпустила роман в печатном виде. Турбин затрагивает все грани жизни человека, однако центральное место в романе все-таки отводит проживанию горя и его принятию. 

За год до описываемых событий в семье анестезиолога-реаниматолога Ильи Руднева случилась трагедия: погибли жена Саша и единственный сын Ванечка. Руднев запирает дверь супружеской спальни и оседает в гостиной, наплевав на все, кроме одного – работы, где от него зависит спасение детских жизней. Кажется, кроме этой цели жить Рудневу больше незачем. И вот в тот момент, когда жизнь вдовца вошла (хотя бы на первый взгляд) в стабильную бытовую колею, в отделение Руднева попадает сбитый на дороге мальчик. Мальчишка – один в один погибший сын Ильи, только безымянный и никому не нужный. Руднев хочет спасти мальчика, но в конце концов спасает и себя: от воспоминаний и горя, чувства вины и сожалений.

 Руднев, хоть и существует в настоящем, безраздельно живет в прошлом, оттого роман и полон флэшбеков: от легкой Сашиной апатии к постановке диагноза и самому большому горю на свете, с которым только может столкнуться муж и отец. Любовь, которую Руднев испытывал к Саше, была настолько сильной, что он до самого конца верил жену и в ее победу над самой собой. Как врач Руднев знал, что жизнь человека с ментальным расстройством – это постоянная оглядка на наблюдение у психиатра и заканчивающуюся пачку таблеток. Как человек Руднев знал и другое: всем людям, независимо от диагноза, важно жить обычной жизнью, в которой есть место в том числе рождению детей. Эту ответственность он тоже взял на себя, поддержав решение Саши вопреки уговорам врача. В тот момент он уже понимал, что, уступив жене, обрушил на семью еще большие трудности. Посвятив жизнь спасению детей и не сумев уберечь собственного сына, теперь Руднев не может пройти мимо несправедливости больших по отношению к маленьким. 

 Михаил Турбин точно соотносит жизнь Ильи и Саши с жизнью реки, на которой стоит их провинциальный городок: река замерзает и встает – герои словно замирают вместе с ней; трогается лед по весне – и героям в жизни улыбается надежда. Вообще в мире Руднева в настоящем времени практически всегда идет дождь, и не только потому, что действие романа разворачивается осенью. Турбин в некотором роде идет по следам классиков, для которых все то, что вокруг, неизменно отражало то, что внутри. Даже лес, где так часто бродит Руднев в поисках родственников сбитого мальчика, то дремуч, мрачен и неприветлив, то неожиданно распахивает ветви и обнажает светлую поляну. 

Мрачен и сам текст Турбина. Будучи безупречным стилистом и отлично владея языком, он сочетает триллер, мистику, хоррор, мелодраму и детектив. Мультижанровость здесь вполне оправдана, с ее помощью Турбину удается раскрыть многообразие эмоций. При том в горе, что пришлось испытать Рудневу, нельзя выделить только одну доминирующую эмоцию — скорее это спутанный клубок ощущений.

Герои Турбина не просто соприкасаются с биполярным аффективным расстройством, которое в современном мире до сих пор до конца не воспринимают всерьез и порой даже романтизируют, они с ним то борются, то примиряются, то стараются не замечать, желая только одного — спокойной семейной жизни. Счастье оказывается хрупким и в конечном счете раскалывается. Неимоверных усилий стоит Рудневу оставить своих призраков в прошлом: рискуя жизнью, сопротивляясь несправедливости и, конечно, спасая других.


Анастасия Никитина