Не переключайте свои грязные мысли
В новом материале выпускница первого набора «Литературного мастерства» и лидер музыкальной группы ЯЛО Ольга Бойкова рассказывает, как превратить литературные заметки в музыкальный альбом
Когда я училась в магистратуре, я не смогла выбрать название для своей магистерской повести и назвала ее «Выбор». Мне было крайне неловко за такой "выбор", а на выпускной наши любимые руководители подарили нам футболки с названиями наших повестей и романов. Я до сих пор ношу эту футболку дома, чтобы помнить, что выбор всё-таки нужно делать. Поэтому, когда дело дошло до названия моего музыкального альбома, к выбору я подошла очень серьезно.
Альбом называется «Все мои грязные мысли», он концептуальный, он многозначный и был сделан в квартире: от написания текстов до сведения. Я, кстати, так и хотела назвать его – КВАРТИРА. Это история о том, как девушка бунтует и пытается убежать от многолетних отношений, которые ее тяготят. Но «квартира» не давала мне ощущения целостности альбома. Что это за квартира, чья квартира, что там происходит — вопросы рождались сами собой. А еще мне хотелось, чтобы концептуальным был не только альбом, но и обложка. Идеи появлялись разные: от обложки с каталогом Икеа, где вместо наименований товаров были бы названия песен, до обнаженной девушки с татуировками, которая бы лежала на грязном диване и смотрела на разбитую люстру. Девушку эту, кстати, даже удалось найти, она была согласна стать частью обложки неизвестной группы.
Создание музыкального альбома очень похоже на создание сборника рассказов: у тебя есть черновик с условными названиями и аккордами, и у тебя есть идея обложки. Ты дописываешь, домысливаешь и редактируешь материал, а потом начинаешь его украшать красивым названием и обложкой. То же самое было у меня. Когда я послушала альбом целиком, я изменила названия песен и сделала эскиз обложки, который затем поправил художник. Моя обложка – это отсылка к Солнечной системе, где Солнце – это я, а по орбитам вместо планет летают кастрюля, люстра, диван и другие символы из песен. На обложку альбома меня вдохновила обложка книги математика Стивена Строгаца «Ритм вселенной. Как из хаоса возникает порядок». Там много говорится о теории хаоса. А сама обложка объединяет Солнечную систему и пластинку.
«Все мои грязные мысли» — это тоже теория хаоса, только бытового, это грязь и пыль в квартире, это мысли о свободе, за которые часто стыдно перед своим партнером. Образы героини и героя, они, конечно же, собирательные. Истории в песнях – это реальные истории моих друзей и знакомых, и я бы хотела рассказать об этом.
Альбом начинается с эмоционального взрыва героини. Время и место действия обозначены: квартира. Песня «Не переключай» рассказывает о невозможности друг друга услышать.
Ты не замечаешь, как движутся стены.
А я не пойму, что творится в квартире.
Это как раз строки о том, что один герой увлечен своим миром и не замечает ничего вокруг, а второму герою не остается ничего, кроме как кричать, чтобы быть услышанным.
Когда человек смог выговориться и успокоиться, именно в этот момент начинается искренность. Песня «Все мои грязные мысли» как раз об этом.
Ты собираешься спать, я начинаю жить.
Ты выключаешь свет, я начинаю дышать.
Мы слышим, что героиня обижена, она может расслабиться только ночью и бродит со своими мыслями как тень, но при этом она полна любви. Это созависимость. И она не закончится, пока не закончится любовь. Но любовь ли это? На этот вопрос уже каждый слушатель должен ответить сам.
Еще один эмоциональный взрыв случается в песне «Не нуди». Здесь герои уже немножко другие. Если в «Не переключай» они друг друга не слышали, то в «Не нуди» они друг друга слышат, но не понимают.
Мне не нравится твоя люстра в столовой,
Почему ты не можешь это понять?
Героиню не понимают, и она придумывает свой мир, где можно танцевать, бить посуду, ходить по вечеринкам, а затем она и вовсе решается сказать своему партнеру, чтобы он заткнулся.
Заткнулся, а что дальше? Наступает чувство вины, на котором тоже держатся многие отношения. Героине хочется вернуть любимого, извиниться. Очень страшно остаться одной в большом мире, который кажется враждебным, потому что однажды она променяла весь мир на одного человека.
В тишине есть своя правда, я гуляю в пустоте,
Хлопья с молоком на завтрак, ты где?
Враждебный мир расширяется как Вселенная и порождает апокалипсис. От людей остался только пепел, который сыпется сверху как седая стружка. Повсюду страх и желание уйти, но это цикличная история, у которой нет конца.
Не остановить: искрятся все вокруг провода,
Я хочу уйти, но, кажется, я здесь навсегда.
Песня «Улетаю» была создана из стихотворения, которое я писала еще в школе. В нем я описывала ссору за своей стеной в квартире. Но в силу юности эти крики казались мне концом света. Это хорошая иллюстрация того, как из одной детали в воображении писателя может вырасти история и более того — преобразоваться в другой тип искусства.
В альбоме не обошлось без автобиографичной истории. Она вылилась в песню «Я в невесомости», в минорно-мажорную композицию, которая заставляет людей улыбаться.
Очаровательный повод, чтобы куда-то пойти,
Я не умею по воде, по мне другие пути.
Песня была написана в момент моего расставания, и в ней живет часть меня. Я старалась изобразить бесконечный враждебный космос, перед которым человек не властен и вот эту наивную человеческую веру в то, что когда-нибудь всё будет хорошо. В конце второго куплета есть фраза: «Меня разбудит свет большой звезды». Она символизирует перерождение. В первую очередь — моё. Это мой Хэппи-энд.
«Я в невесомости» могла бы логично завершить альбом, но я пошла немножко дальше. Мне очень нравятся многослойные финалы, поэтому альбом заканчивается милой неоднозначной песней про абьюзивные отношения.
Несмотря на всё мне хочется быть с тобой,
Мне хочется жить с тобой
И быть молодой семьей.
Моя героиня кричала, страдала, выгоняла, извинялась, любила, расставалась, но удалось ли ей выйти из бесконечного круга созависимости и абьюза — остается выбирать только слушателям. А пока что по орбите будет летать грязная кастрюля.
Ольга Бойкова