• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выдумка против реальности: как на самом деле жилось викторианским женщинам

Брак, развод и секс в романе Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла»

Выдумка против реальности: как на самом деле жилось викторианским женщинам

HistoryExtra

Роман Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла», вписавший ее в историю, вышел в 1848 году, за год до смерти писательницы, и получил смешанные отзывы. Кто-то оценил роман за смелость и интересный сюжет, а кто-то нашел его возмутительным и идущим вразрез с высокой моралью викторианского общества. Среди последних оказалась и старшая из сестер Бронте, Шарлотта, посчитавшая выбор темы для «Незнакомки…» грубой ошибкой. 

Второе издание романа появилось уже через полтора месяца после первого, так как все экземпляры раскупили. Энн сопроводила его ответом на критику, сказав, что она хотела лишь говорить правду, ведь только так можно вести беседу о пороках: 

«Изобразить плохое в наименее мрачном свете — это, несомненно, самый приемлемый для писателя путь, но честен ли этот путь, верен ли?»

После смерти Энн право распоряжаться судьбой романа досталось Шарлотте, и его надолго задвинули на дальнюю полку истории. Только в середине прошлого века о «Незнакомке…» вновь стали говорить часто и громко, называя его чуть ли не первым феминистическим романом. Сюжет строится вокруг Хелен Грэхем, которая приезжает в далекую деревню с сыном и служанкой. Она ходит в трауре, и соседи решают, что она вдова. На самом деле Хелен совершила немыслимый по своей дерзости поступок — ушла от мужа. Делать это пришлось в тайне, потому что развод ей в то время никто бы не дал. 

Одной из многих причин, из-за которых Хелен пришлось бежать, был алкоголизм мужа. Энн Бронте пишет о пагубной привычке открыто, но тогда так поступать было не принято, особенно если речь шла о богатом сословии. Энн также смело рассуждает в романе о несчастливом супружестве, изменах, неравенстве мужчин и женщин в браке, а еще об ограниченной возможности женщины самостоятельно зарабатывать на жизнь. Следуя за Хелен, можно понять, какое положение занимали женщины в викторианском обществе. Возможно, «феминистический» — слишком громкое слово, но этот роман действительно дерзкий, он освещает несправедливости эпохи. 

На примере Хелен я хочу посмотреть, как викторианским женщинам жилось в браке. Для этого я сравню, что пишут о реальном положении вещей исторические книги, с тем, как жизнь представлена в романе «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла». 


Любовь

Начну с того, что в идеале является основой для супружества, — с любви. Хелен, к примеру, отказывается выходить замуж по расчету за того, кто ей не нравится.  Она отвергает богатого, но скучного и старого ухажера. К тому же она возмущена тем, что разрешение на руку и сердце он спросил не у неё, а у её дяди: 

«Надеюсь, дядюшка сказал ему, что распоряжаться ею [рукою] вы не вправе? Как он посмел говорить кому-нибудь о своих намерениях, не объяснившись прежде со мной!»

Для середины XIX века такое поведение было скорее исключением, чем правилом. Способов познакомиться с будущим супругом было немного. Это можно было сделать на балу, но и там просто взять и подойти к девушке кавалер не мог. Их должны были друг другу представить. Девушки выходили в свет в сопровождении старших дам, которые строго блюли честь подопечных. Танец был чуть ли не единственной возможностью контакта, а мало-мальски пристальное внимание к девушке со стороны молодого человека могло рассматриваться, как предложение провести вместе остаток жизни. 

Если проявленный интерес неожиданно пропадал, девушка вполне могла считать, что её обесчестили, даже если дальше танцев дело не заходило. Но если общение продолжалось, это вело к разговорам о помолвке. После неё пара могла позволить себе такую вольность, как прогулки вдвоем. Если молодых и связывали какие-то чувства, говорить о любви не приходится, ведь, по сути, они были малознакомыми людьми. Но уже готовились к свадьбе. 

Моду на любовь в браке ввела королева Виктория, которая души не чаяла в муже Альберте, и он отвечал ей пламенной взаимностью. Героиня «Незнакомки…» Хелен пошла по стопам правительницы, но счастья ей любовь не принесла. Бронте отказала в любви в браке большинству персонажей романа, а исключением можно считать только Эстер Харгрейв, которая ожидает, что в замужестве ее будут не только любить, но и ценить. 


Брак

В 1765 году сэр Уильям Блэкстон, юрист, политик и философ, выпустил первый том из четырёх «Комментариев к английским законам», в котором писал, что состоящие в браке мужчина и женщина перед законом становятся одним человеком, то есть само существование женщины приостанавливается на период брака или, по крайней мере, оно объединено с существованием мужа. К середине XIX века мало что поменялось. Жена была практически приравнена к имуществу мужа и не имела никаких прав. 

Важно и то, что женщина не имела личных денег. Ее приданое или наследство после брака переходило мужу. Она полностью зависела от супруга. И не только финансово. Собственность мог иметь только муж, жена не могла подписывать документы и иногда не имела права голоса, когда дело касалось воспитания и образования детей. 

Только в 1882 году был принят Закон о собственности замужних женщин, разрешающий им владеть и распоряжаться имуществом. Это стало важных шагом на пути к эмансипации. В 1885 году появляется книга «Как быть счастливым в браке» Эдварда Харди, в которой он призывает молодых людей жениться не для того, чтобы заполучить кухарку и служанку, а на той, кто станет верным другом

Хелен из «Незнакомки…» воспринимает брак, как миссию по спасению мужа. Она не просто верный друг, она практически ангел на плече порочного Артура, оберегающий его от ада. Когда тетя указывает Хелен на сомнительное поведение будущего мужа, та отвечает:

«…тетя, но хотя я ненавижу грехи, я люблю грешника и готова на многое ради его спасения…».

Энн поднимает в романе и тему финансовых отношений в браке. Героини, например, Аннабелла и Джейн, видят брак как способ стать богатыми и знатными дамами. Саму Хелен писательница наделила способом зарабатывать деньги — героиня пишет и продает картины, но это уже после побега из дома. Ее муж насмехается над этим занятием, словно подозревает, что позже оно сыграет свою роль. А состояние Хелен, которое переходит к нему после свадьбы, он бодро проматывает. 

Замужняя жизнь Хелен описывается в мрачных красках. Любовь к мужу не уберегла ее от разочарования. Его пьянство перечеркивает надежды на счастливую жизнь. Грубость и тотальный контроль над всем, что делает жена — отличительная черта многих браков в романе. Многострадальная героиня по имени Миллисент публично дает понять, что муж распускает руки. Когда он настойчиво донимает ее и требует ответа на какие-то вопросы, Миллисент произносит: 

«Отпусти меня, Ральф. Вспомни, мы ведь не у себя дома.»


Секс

Викторианцы вовсе не были зажатыми и благочестивыми, как нам может показаться из XXI века. Тем не менее просвещения на тему секса было немного. Предназначением женщины считалось замужество и материнство, а вот то, как дети появляются, практически не обсуждалось. Для многих происходящее в первую брачную ночь становилось сюрпризом, часто неприятным. 

Но эпоха правления королевы Виктории сопровождалась стремительный научным прогрессом, в том числе и в медицине, поэтому о сексе и сексуальности стали говорить в учёных кругах. Например, в перечне женских недугов стала фигурировать «истерия», причиной которой считалась сексуальная неудовлетворенность. Не была викторианцам чужда и порнография, распространявшаяся через специализированные магазины. Проституцию викторианских времён навеки законсервировал в истории печально известный Джек-Потрошитель, жертвами которого стали женщины, продающие секс. Еще одним подтверждением того, что секс был неотъемлемой частью жизни викторианцев, является эпидемия сифилиса.

В «Незнакомке…» про секс прямо не говорится. Единственное, что указывает на консуммацию брака Хелен и Артура — это рождение сына. Однако намёков на физическое притяжение книга не лишена. Например, герой по имени Гилберт так описывает девушку, за которой ухаживал: 

«Как бы она ни поддразнивала меня и ни посмеивалась надо мной, ее сияющее личико и прерывистое дыхание выдавали, как ей приятно, что я сижу или стою рядом с ней, нашептываю ей на ушко всякий вздор или пожимаю ее пальчики во время танцев». 

Энн также касается темы супружеской неверности. Мало того, что муж главной героини не скрывает своей связи с замужней дамой, позже он приводит в дом гувернантку, с которой тоже изменяет. То, что действительно выделяет роман Бронте, — это возмущение Хелен из-за того, что женщине не позволено вести себя в браке так же свободно, как мужчине. Мужская измена не считалась достаточным поводом для развода, тогда как женская — вполне. Такое неравенство возмущает героиню. Рассказывая Артуру, что она в курсе его отношений с замужней дамой, Хелен смело произносит:

«Попробуй поставить себя на мое место — ты бы поверил, что я тебя люблю, если бы я поступала так же? Ты поверил бы моим отрицаниям? Продолжал бы в подобных обстоятельствах не сомневаться во мне, в моей чести?» 


Развод

Один из сценариев завершения отношений между мужчиной и женщиной, не считая безвременной кончины, это развод. В викторианскую эпоху развестись было практически невозможно, настолько это было сложно и дорого. В 1857 году был принят Бракоразводный акт, упрощающий процесс развода, но Энн Бронте до этого не дожила. 

При наличии детей в семье разводиться было еще труднее. По закону дети оставались с отцом. Во многом именно из-за этого женщины не решались уходить от ненавистного мужа. Но в 1839 году задребезжал лучик надежды — был принят Акт об опеке над детьми, по которому в случае развода дети до семи лет оставались с матерью, но лишь при условии, что мать не была заподозрена в распутном поведении.

Но именно из-за ребенка героиня «Незнакомки…» решает сбежать от мужа. Хелен, может, и дальше бы терпела его пьянство, насилие и измены, но плюс ко всему этому Артур оказывал пагубное влияние на сына. Если бы Хелен официально объявила о своем уходе, сын остался бы с беспутным отцом, и она сбегает, прихватив принадлежности для писания картин. Других средств к существованию у Хелен нет. Оказавшись далеко от дома, она меняет фамилию не только для того, чтобы замести следы, но и чтобы дистанцироваться от мужа. Вдовий наряд позволил Хелен не только избежать неудобных вопросов любопытных соседей, но и символически похоронить больные отношения с мужем. 

Именно этот сюжетный поворот — побег от мужа — сделал «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла» феминистическим текстом, чуть ли не первым в английской литературе. Он наглядно показал, что иногда женщине без мужчины не так уж плохо, а в случае Хелен — даже хорошо. Жизнь в новом месте близка к идеальной: ее никто не контролирует, сынишка под присмотром, Хелен относительно независима (все же ей помогает брат) и занимается любимым делом. Жизнь в браке была полной противоположностью этой идиллии. 


Заключение

Несмотря на громкую попытку (может, даже не совсем осознанную) написать феминистический роман в викторианскую эпоху, Энн Бронте приводит свою героиню ко второму замужеству и не оставляет ей свободу. Первый брак изменил Хелен, сделал из юной, наивной, верящей в любовь девушки мрачную, грустную, замкнутую женщину. После смерти первого мужа у нее был шанс занять почетное положение богатой вдовы, но она принимает предложение руки и сердца от Гилберта. Вернее, практически сама делает ему предложение. 

Может показаться, теперь Хелен говорит с позиции силы, ведь она состоятельней и самостоятельней нового мужа, но по закону викторианского времени все ее состояние после свадьбы переходит мужу. Так что в итоге никакой альтернативы для женщины Энн Бронте не предложила, что, конечно же, не умаляет ее отважную попытку.


Наиля Агдеева