• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«О чем и как писать современным молодым прозаикам?»

Ольга Брейнингер, Ася Володина и Михаил Турбин проанализировали темы современной российской литературы и спрогнозировали будущий  сюжетный запрос читателя в нашем стремительно меняющемся мире

«О чем и как писать современным молодым прозаикам?»

6 апреля стартовала ярмарка non\fiction 2023 весна. В этот раз ввиду развития информационных технологий в жизни текста и книги темой ярмарки стали «Новые формы существования текста». Тема также затронула и искусство в целом, но в контексте разных проявлений художественного творчества.

Первый день ярмарки, как обычно, был организован в основном для и про деятелей писательской, издательской и ритейл-индустрий. Одним из центральных мероприятий стала дискуссия о сюжетах нового поколения в рамках литературной программы к 15-ти летию «Редакции Елены Шубиной». Модератором мероприятия выступила переводчик, писатель, литературный антрополог Ольга Брейнингер, а участниками — писатели Ася Володина и Михаил Турбин.

Спикеры затронули не только сюжетную основу текстов современных писателей, но и нарративную составляющую, что поддержало актуальность главной темы ярмарки – формы текста. Ася Володина на примере своего романа «Протагонист» и романа Ивана Шипнигова «Стрим» отметила тенденцию к разнофокусному изложению истории, то есть введение разных повествователей одного и того же сюжета, каждый из которых имеет свой голос, свою интерпретацию событий. Эта тенденция позволяет увидеть мир глазами взрослого, ребенка, зумера, миллениала, бумера и прочих, что помогает читателям понимать друг друга независимо от общественной группы.

Знаковыми сюжетными темами для писателей-миллениалов стали конфликт поколений, прежде всего, в семье, а также 90-е годы и их влияние на нынешних тридцатилетних. При этом литература уходит из больших городов, обращаясь к «малой родине». На это влияет и интерес читательской аудитории к иноязычной прозе. Национальный колорит регионов создает эффект другого мира – незнакомые имена, обычаи, культурные особенности – словно читаешь про себя, свою страну, но смотришь взглядом читателя-туриста, попадая в близкий, но незнакомый мир. Так, например, в 2022 году завоевал популярность Ислам Ханипаев, который пишет о Дагестане, или «Комитет охраны мостов» Дмитрия Захарова с локализацией на Сибири.

Колорит и иносказание не единственные объяснения популярности прозы о региональной России. Данную тенденцию поддерживает тренд литературы честности, души, а она в свою очередь выходит из главного пространства – детства, прошлого или города, из которого родом писатель. Этому запросу отвечает нашумевший жанр автофикшн, элементы которого внедряются и в фикшн-литературу. «В романе «Протагонист» есть отсылки к моему опыту преподавания, например, дорога на работу, реальные прототипы героев, преодоление реальности и столкновение с ней,» – поясняет Ася Володина. «Когда я писал роман, мне не пришлось работать в больнице, но я сталкивался с реанимацией, много консультировался с врачами. Вопреки расхожему мнению, разбираться во всем этом не сложно, скорее, увлекательно. Нужно любить то, о чем пишешь, накапливать материал и вперед!» – рассказывает о своем творческом опыте автор романа «Выше ноги от земли» Михаил Турбин.

Утихает тенденция на смешение нон-фикшна и фикшна, так как сегодня люди больше нуждаются в эскапизме – в побеге от актуальной современности, преследующей нас в новостных лентах и многочисленных блогах. Читателям хочется слышать что-то, что позволяет как можно дальше уйти от гнета реальности. В том числе через язык, через переводную литературу или отсылки к ней. Стоит упомянуть, что наиболее яркий рассвет русскоязычной прозы в принципе приходился на тяжелые исторические периоды России, к тому же, как уже сказала российский критик Галина Леонидовна Юзефович:

«Сегодня впервые за долгие годы у нас формируется пласт профессиональных писателей».

«Тренд на чтение русскоязычных авторов художественной литературы стал более интересен за счет «выстрела» таких книг, как «Протагонист» или «Сезон отравленных плодов» Веры Богдановой, а также благодаря сложившемуся комьюнити писателей, которые посоветуют хорошую прозу «коллег по цеху», и все это разойдется среди и за пределы читающей аудитории» – подтверждает Ася Володина.

Однако в связи с событиями 2022 года новейшая или будущая литература требует новых сюжетных решений и форм текста. Ася Володина и Михаил Турбин уверены, что будут развиваться завуалированные формы художественного изображения действительности – мифопроза, магический реализм, альтернативная фантастика. Истории человека против социума, против системы неизбежно войдут в топ запросов как у писателя, так и у разномастного читателя. В сюжетах будут задействовать рефлексию над ненавистью, насилием, поведением человека, которое не соответствует тому, что от него хотят. «Я пытаюсь рассказывать очень добрые истории о человеке, который живет согласно внутренним принципам. И эти принципы выведут его на правильный путь,» – пояснил свой творческий метод Михаил Турбин. Читателя всегда интересует неисчерпаемая тема личности в остросоциальных вопросах, которые на данном этапе выражаются в сюжетах травли в школе, скул-шутинга, борьбы и смирения с такими тяжелыми болезнями как СПИД — они как раз требуют этого метода для осмысления.

Завершая дискуссию о сюжетах нового поколения, отмечу то, о чем говорят уже очень давно и о чем в конце высказалась Ася Володина: «Русская литература в основном хтонь и темнота, не хватает хотя бы стыка с трагикомичностью. Остра проблема отсутствия смешного – его боятся писать, как будто это занижает планку, но на самом деле со смешным тяжелее работать». А российскому человеку и читателю в эпоху перемен этого крайне не хватает.


Катерина Никонова