Рецензия на книгу Кэти Мари Уэйланд «Создание арки персонажа»
В последние годы все больше книг по сценаристике и creative writing выходит в России — какие-то являются переводами, какие-то написаны русскими авторами. В 2020 году в издательстве «Альпина нон-фикшн» вышел перевод книги «Создание арки персонажа» американской писательницы, лауреата премий IPPY, NIEA и Lyra Кэти Мари Уэйланд.
«Создание арки персонажа» К.М. Уэйланд — настольная книга сценариста или писателя: каждая новая глава — это инструкция, прочитав которую, можно приступать к работе и поэтапно сформировать арку каждого из героев. На эту книгу стоит обратить внимание как совсем начинающим сценаристам и писателям, так и тем, кто уже пишет на постоянной основе — она пригодится в качестве подробной шпаргалки. Если у вас в процессе роман, повесть или сценарий, книга Уэйланд поможет вам прописать достоверных персонажей, избавиться от их необоснованных действий и нелогичных поворотов сюжета.
Структура книги выстроена по схеме, очень характерной для пособий по литературному мастерству: каждая глава состоит из 3-х связанных одной темой частей — теории, примеров из литературы и кино и вопросов для практики или самопроверки. К. М. Уэйланд предлагает начинающим писателям и сценаристам три типа арки персонажа:
1. Положительная арка;
2. Плоская арка;
3. Отрицательная арка.
Для каждого типа арки К.М. Уэйланд рассказывает, как вписать историю персонажа в трехактную композицию. Также Уэйланд говорит о сходствах арок и их различиях. Уэйланд не зациклена на классической положительной арке, она предлагает читателю несколько способов развития сюжета и героя, при этом каждый из них не просто схематичная конструкция типичных советов по creative writing — Уэйланд опирается и на психологию, и на примеры из жизни, и на классические книги и кино («Джейн Эйр», «Грозовой перевал», «Звездные войны»). При этом Уэйланд очерчивает функции персонажей в истории с предельной ясностью — для каждого героя у нее найдется подходящий рецепт. Подкрепляют текст и цитаты разных писателей, служащие эпиграфами к главам. Такой подход облегчает восприятие, на первый взгляд, сложного и громоздкого текста. В конце книги представлены ответы на вопросы, которые могут появиться у читателя после прочтения основной части. Здесь К.М. Уэйланд затрагивает и выбор арки в соответствии с жанром будущего произведения, и зависимость арки главного героя от линии развития антагониста и второстепенных персонажей, и даже задается вопросом, существуют ли истории, в которых персонажи лишены арок? А затем отвечает на него цитатой: «— Это же художественное произведение, в нем все можно!».
Любая книга по creative writing — это возможность увидеть, как работать «по правилам» на примере известных книг, опираясь на опыт писателей, уже сформировавших свои методы работы, а потом на основе правил сделать что-то свое, что, возможно, эти правила нарушит, выйдет за рамки любого пособия. «Создание арки персонажа» К.М. Уэйланд нельзя назвать исключением. Уэйланд предлагает достаточное количество материала и алгоритмов, чтобы научиться по ним писать. В то же время она не ограничивает своего читателя, говоря «нужно только так и никак иначе». Такие пособия по литературному мастерству, наполненные не только теорией, но и множеством вопросов, обращенных к будущему произведению того, кто сейчас пособие читает, дает писателю и сценаристу самое главное — возможность на эти вопросы отвечать самостоятельно, искать и находить, думать о своем тексте лучше и чаще, чем обычно. Это и называется вдохновением. Кажется, после прочтения книги Уэйланд растерянности перед чистым листом у начинающих писателей и сценаристов поубавится, но если все-таки останутся сомнения, у писательницы есть еще одна книга по литературному мастерству («Архитектура сюжета. Как создать запоминающуюся историю») и блог с серией заметок «Наиболее распространенные ошибки писателей».
Носова Анастасия