• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рецензия на книгу Кэти Мари Уэйланд «Архитектура сюжета»

Берем текст на стадии котлована, проектируем, строим – и наслаждаемся обещанной в книге «Архитектура сюжета» читательской любовью

Рецензия на книгу Кэти Мари Уэйланд «Архитектура сюжета»

«Архитектура сюжета» – книга для всех желающих разобраться в логике построения литературного произведения – будет особенно интересна тем, кто любит четкость, структурированность и отсутствие «воды» в учебниках по креативному письму. Как написать увлекательный текст, который сможет удержать внимание читателей, выстроить интересную сцену, создать напряжение и конфликт – об этом и многом другом рассказывает американская писательница, автор пособий по сценарному и писательскому мастерству, Кэти Мари Уэйланд.

Эта книга может стать неплохим учебником для тех, кто только начинает свой путь в писательстве и не понимает, как уместить ворох разрозненных идей в стройный, захватывающий текст. А для тех, кто уже имеет опыт в нелегком литературном труде, «Архитектура сюжета» пригодится как простой и понятный чек-лист для самопроверки: правильно ли введен «крючок», цепляющий читателя, вовремя ли заявлен конфликт, верно ли расставлены основные кульминационные точки. И хотя для многих пишущих людей подобная строгость и алгоритмичность создания текста представляется неправильной, противоестественной (подумать только: у сцены есть три основных структурных элемента и продолжение, которое, в свою очередь, делится еще на три структурных элемента, один из которых также разобран на три составные части…), все не так уж и страшно: наверняка все эти элементы вам уже знакомы или интуитивно понятны, просто автор книги собрала их для вас, дала наименование и описала их роль в тексте. В книге множество примеров не только из литературы, но и из мира кино – благодаря этим примерам вся теоретическая часть становится максимально ясной и доступной.

«Архитектура сюжета» содержит три основных блока, посвященных структуре целого произведения, отдельной сцены и предложения. Первая часть рассказывает о том, как зацепить читателя и удерживать его в ваших выдуманных мирах до последней страницы, как создать персонажа, который будет двигать и развивать сюжет (а вместе с тем и внутренне меняться), каким образом распределить сюжетные акты так, чтобы интерес читающего не ослабевал. Во второй части все внимание уделено сцене: ее роли, структуре и способах создания напряжения даже в «спокойных» частях, где герой занимается обыкновенными бытовыми вопросами (нельзя же весь текст бороться, спасать мир или скрываться от погони, иногда можно и отдохнуть). Третья часть рассматривает менее объемный, но не менее важный элемент текста: предложение. Как улучшить стилистику, избежать путаницы и неясности, сделать фразу более емкой, но при этом не потерять уникальности авторского голоса. Кроме того, в каждой части немало внимания уделено разбору популярных ошибок и ответам на вопросы пишущих. 

Эта книга, хотя и посвящена довольно узкой теме, затрагивает много смежных вопросов: искусство диалога, «оживление» и раскрытие персонажей, способы создания эмоционального напряжения. «Архитектура сюжета» помогает не только выстроить крепко стоящее здание, но и «заселить» его, вдохнув жизнь в голые бетонные стены. 

Как во многих книгах по креативному письму, в «Архитектуре сюжета» основное внимание уделяется реакции читателя: грамотное строительство текста автор должен затевать ради того, чтобы заинтриговать потребителя, заслужить его доверие и любовь (и немного денег, конечно). Но если вам не особенно хочется разводить стройку исключительно ради хороших продаж, можно воспользоваться книгой хотя бы для того, чтобы собрать беспорядочно витающие мысли в стройный текстовый ряд или, к примеру, продвинуть текст, который по какой-то причине «забуксовал». Одним словом, название книги говорит само за себя: «писатели-архитекторы» точно ее оценят, но и «садовники» смогут найти что-то полезное.  И даже если вы из тех, кто любит нарушать любые правила – хорошо бы знать, что именно нужно «сломать». Главное помнить, что словосочетания «это успешный роман» и «это действительно хороший роман» далеко не всегда могут оказаться по одну сторону строительных лесов.


Кеняйкина Настя