Книжные сериалы – чтение для тех, у кого постоянно нет времени
Объясняем, что такое книжные сериалы, чем привлекателен новый формат, и рассказываем о пяти успешных отечественных примерах
Когда впервые слышишь о книжных сериалах, кажется, что речь идет об экранизациях. Например, «Война и мир» от BBC в 6 эпизодах, чем не книжный сериал? Гугл тоже не спешит на помощь, а рассказывает о книжных циклах (те же «Сумерки») или сериях (например, «Актуальный роман» от РЕШ). Однако перед нами отдельный формат.
Книжный сериал — это история, выходящая по частям, то есть по сериям (например, один эпизод в неделю), которая может длиться несколько сезонов. Обычно этой прозе не дается жанровое определение по типу романа или повести, но по размеру это что-то между. Помимо периодичности выхода, книжные сериалы заимствуют и телевизионную структуру: сюжетные арки для эпизодов и всего текста целиком, клиффхэнгеры, ненавязчивые рекапы. Конечно, главное отличие в медиуме. У книжных сериалов их целых два, они сразу выходят и в тексте, и в аудио, но основной упор все же делается на последнее. От привычных аудиокниг сериалы отличает большая работа со звуковым оформлением, саунд-дизайном. Например, озвучиваются физические действия: что-то падает — мы слышим удар о землю, раздается гром — слышим его раскаты. Также издательства привлекают известных музыкантов для работы над саундтреками (например, группа АИГЕЛ написала трек «Кожа» для одноименного книжного сериала Евгении Некрасовой). Но это и не аудиоспектакль — чтец всего один, может быть мало диалогов и много внутренних размышлений. Выходит что-то между привычным сериалом, аудиокнигой, аудиоспектаклем, да еще и обычной электронной книгой для тех, кто больше любит собственный голос в голове.
Сам формат не нов, ещё в 19 веке появились романы-фельетоны — произведения, издаваемые по частям в газетах и журналах. Известный пример зарубежом — романы Чарльза Диккенса. У нас мы легко можем вспомнить романы Ф. М. Достоевского. Например, «Униженные и оскорбленные» писались по частям для новых номеров журнала «Время». Появление интернета избавило нас от необходимой связки с периодикой, книжные сериалы стали появляться на личных сайтах и блогах («Растение» Стивена Кинга), а потом и вовсе наступил расцвет сайтов с фанфиками, которые чаще всего публикуют по эпизодам. Если посмотреть на этот формат с экономической точки зрения, то он очевидно прибылен — читатель вынужден покупать новые выпуски, донатить на продолжение или продлевать подписку на сервис, чтобы узнать, чем все закончится.
В 2015 году в США одной из первых аудиоформат книжного сериала начала продвигать компания Realm, а у нас он начал активно развиваться только несколько лет назад. Первым ярким проектом был «Пост» Дмитрия Глуховского в 2019 году. На данный момент в России больше всего книжных сериалов производит и продвигает сервис Букмейт.
Познакомимся с пятью интересными книжными сериалами, вышедшими за последние пару лет.
1. Комната Вагинова
Автор: Антон Секисов («Бог тревоги», «Реконструкция»)
Читает Сергей Гилев
О чем? Филолог Сеня хочет написать биографию писателя Константина Вагинова для ЖЗЛ. С этой целью он переезжает в дом, в котором когда-то жил его кумир, а точнее в комнату в коммуналке. Соседи оказываются очень разношерстными: блогерша с енотом, неудачливый поэт, итальянец-фотограф и гоповатый философ. А ещё в одной из комнат лежит похищенная девушка.
По комментариям видно, что некоторых читателей отпугнуло название, но очевидно для этого оно и было выбрано. Эдакое сито — кого-то сразу оттолкнет порнографичность, а кого-то заинтересует, что там написали про обэриута Вагинова. Сериал получился очень интригующим, в первых строчках сразу же появляется заложница, а далее наслаивается и соперничество за написание биографии, и все остальное. Не обходится без типичных, но все равно рабочих, тропов Петербурга — убийственных сосулек, гаргулий и Апрашки.
2. Магазин работает до наступления тьмы
Автор: Дарья Бобылева («Вьюрки», «Наш двор»)
Читает сама писательница
О чем? Неудачник Славик приходит устраиваться на работу в антикварный магазин. И, конечно же, все оказывается не так просто — здесь скупают «вещи не в себе», наделенные сверхъестественными силами. Славик оказывается впутан в приключения вместе с хозяином магазина — Хозяином, управляющей Матильдой и хрупким существом Женечкой.
Дарья Бобылева вновь сделала и уютно, и ужасно. Однако в этом сериале чувствуется некая небрежность, некая «мыльность». Его приятно слушать как развлечение под уборку или прогулку с собакой, но представить в виде отдельного произведения на бумаге — довольно сложно. Возможно, мешает сильное ощущение того, что ты это уже сто раз читал/видел/слышал. Пока что вышедшая часть подается как первый сезон — финальный клиффхэнгер и правда интригует. Многие в отзывах требуют продолжения, так что, думаю, мы его увидим.
3. Возвращение «Пионера»
Автор: Шамиль Идиатуллин («Город Брежнев», «Бывшая Ленина»)
Читает Григорий Перель
Вышло печатное издание в РЕШ
О чем? В 1985 году для секретной космической программы «Пионер» отбирают трех школьников, которые должны спасти мир от гибели. Ребята проходят испытания, поют песни у костра, думают о будущем. Однако потом повествование резко становится актуальным — ребята попадают в будущее (то есть в наше настоящее).
У Идиатуллина прекрасно получилось выстроить книгу на контрастах. Перед нами светлые ребята, буквально сошедшие со страниц Крапивина. Ребята, живущие только в ностальгических воспоминаниях. А потом утрированная сладость сталкивается с утрированными новостными сводками, где мало чего хорошего бывает. И все же никакой чернухи — сериал дарит надежду.
3. Луна 84
Автор: Ислам Ханипаев («Типа я», «Холодные глаза»)
Читает Кирилл Головин
О чем? Двадцатилетнего хакера Дэниела помещают в колонию «Мункейдж» на Луне. Тюрьма на Луне не многим отличается от тюрьмы на Земле: надзиратели избивают заключенных, всех запирают по камерам, а преступники сами делятся на группы: гладиаторы, продавцы, посредники, центровые и безбилетники (неудачники, которых пока никуда не приняли). Однако есть и различия — показательная казнь раз в месяц, официальные бои между преступниками и монстр, подстерегающий тех, кто вечером не успеет запереться в камере. Что еще предстоит узнать Дэниелу и что он сам от всех скрывает?
Ислам Ханипаев говорит, что пытался продвинуть «Луну 84» с 2015 года, но натыкался только на отказы, пока задумкой не заинтересовался Букмейт. Получилось бодро, жестко и антиутопично — то, что нужно для развлекательного сериала.
4. Двоедушник
Автор: Саша Степанова («Не говори маме»)
Читает сама писательница
О чем? У Ники пропадает подруга, а помочь ей может только странный парень Антон. Он живет в заброшенных зданиях, постоянно ходит избитый, а еще у него две души. Городское фэнтези (действие романа происходит в Нижнем Новгороде) перетекает в романтическое (как не влюбиться в плохого парня?). Все остальные слова уже будут спойлером.
Изначально «Двоедушник» был издан в 2016 году под псевдонимом Рута Шейли, а сейчас перед нами переработанная сериальная версия. История должна идеально попасть в аудиторию фэнтезийного янг эдалта: молодые красивые люди вырываются из будней и начинают жертвовать собой во имя друг друга в окружении фольклорных мотивов.
Интересно, что судьба текстов, которые становятся книжными сериалами, самая разнообразная: где-то это специально написанный текст для проекта, где-то версия уже существующей книги, где-то старая идея, не нашедшая поддержки для обычного издания, но заинтересовавшая в качестве сериала. Но что происходит практически всегда — если сериал успешен, после его издают в печатном виде.
Сейчас мы видим, что большинство книжных сериалов концентрируются на развлекательности: цепляющий сюжет, понятная идея, главный жанр — фантастика. На это и делают ставку. Не у всех читателей хватает сил на погружение в текст, а самая частая жалоба на аудиокниги — легко теряется мысль, сложно зацепиться. Теперь у нас есть свой Netflix в ушах и телефоне, где голос чтеца и звуковые эффекты погрузят в динамичную историю, от которой будет сложно отвлечься. Минимум час в неделю по пути на работу совершенно точно можно провести за книжным сериалом. И это прекрасно, ведь час лучше, чем ничего.
Киселева Арина