• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Полный метр в мире «сериальных» комиксов и манги

В 1986 году «Маус» Шпигельмана, до этого поделенный на «сериальные» отрывки и издававшийся в журнале, выходит отдельным изданием. «Маус», о сюжете которого не нужно напоминать, пожалуй, первый графический роман, добившийся широкого академического признания. «Маус» попал в волну «взрослых» комиксов 80-х — заинтересовавшимся графическим повествованием издательствам потребовалось понятное обозначение, чтобы comic books романного масштаба на серьезные темы не путали с детскими и подростковыми комиксами из периодики. Именно в это время начинает активно использоваться понятие graphic novel. 

Полный метр в мире «сериальных» комиксов и манги

Просто дорогие комиксы

Алан Мур, один из революционеров жанра (автор «Хранителей» и «V значит Вендетта»), говорил, что графический роман — это комикс, который дорого стоит. 

Довольно точное замечание: классические маркетинговые атрибуты графического романа — твердая обложка, «книжная» толщина и высокая цена.

Комикс — универсальный медиум, который пригоден для повествований самых разных форматов — будь то реклама, мем, научпоп или многотомник о супергерое.

Графический роман — это скорее роман в классическом текстовом понимании, реализованный визуальными средствами. Он строится по тем же принципам, что и литературное произведение: законченный сюжет с завязкой, кульминацией и финалом.

Графический роман можно сравнить с полнометражным фильмом в мире «сериальных» комиксов и манги, публикуемых отдельными эпизодами или «сезонами». Так или иначе, формы графического нарратива, обладающие разной манерой и предысторией жанра — часть общего пространства текстово-визуальной культуры.

Графический роман скорее культурно ассоциируется с определенными критериями — к нему гораздо чаще относят произведения на серьезные темы и экспериментальные работы — в общем, все то, что авторы и издатели не хотят обозначать обросшим развлекательными коннотациями словом «комикс».


Травмированные супергерои

Отправной точкой для переосмысления формата «текст+изображение» принято считать «Контракт с Богом» (1978) Уилла Эйснера — несколько историй одного нью-йоркского арендного дома 30-х годов. Эйснер сыграл огромную роль в популяризации понятия «графический роман», которое стало по-настоящему важным в 80-е годы. Это связано с именами таких мастеров, как упомянутый выше Алан Мур («Хранители» 1986 года) и Фрэнк Миллер («Бэтмен: Возвращение Тёмного Рыцаря» 1986 года). Они переосмыслили супергеройскую тематику, сменив оптику персонажей — с однозначно оптимистичного типа «добро против зла» на более мрачную, трагическую и рефлексивную. Их графические истории стали ощущать на себе тяжесть "века тревоги" с его войнами, катастрофами и непережитыми травмами. Хотя, если говорить о первопроходцах жанра, нельзя не вспомнить об американце Линде Уорде, который ещё в 30-х годах 20 века создавал графические новеллы без слов, обращаясь к актуальным на тот момент социальным проблемам. Например — к угнетению афроамериканцев («Wild Pilgrimage» 1932 года). Вообще, как уже было сказано выше, сложные и противоречивые темы — одно из основных отличий графического романа от комикса. И если последний чисто фикционален и прочно привязан к остросюжетной истории, то первый делает акцент не на экшене, а на напряжённом психологизме характеров и ситуаций, даже если действие романа происходит в фантастическом сеттинге. Можно сказать, что графической роман чаще обращается к реалистичному жизненному опыту, который читатели могут разделить с персонажами или примерить на себя.


Жизнь суровее фикшна

Дэвид приходит в себя после наркоза с вырезанными голосовыми связками и швами на горле — родители не объяснили, что у него рак и ему требуется такая операция. Рак у ребенка — последствие экспериментов отца с радиацией, которой он пробовал лечить сына от простудных заболеваний.

То, что звучит как изощренный боди-хоррор, — сюжет графического романа-автобиографии Дэвида Смолла «Швы».

Графический роман — удачный формат для документальных произведений, в особенности — мемуаров: сочетание изображения и текста дает уникальные возможности для визуализации воспоминаний и детского мировосприятия.

«Священная болезнь» Давида Бошара — автобиография, центральная фигура которой — брат автора, больной эпилепсией. Визуальный компонент истории помогает представить непонятную болезнь и тяжелую семейную ситуацию глазами маленького героя. Роман в частности рефлексирует об отношении общества к болезни и эмоциях близких человека с эпилепсией.

И, конечно же, «Персеполис» Маржан Сатрапи — известная графическая автобиография, описывающая детство писательницы в Иране во время исламской революции. Героиня Маржан задает детские вопросы, чтобы понять иррациональность взрослого мира, и осознает разницу между закрытой домашней жизнью и политикой.  

Другие поджанры нон-фикшна также отлично дружат с графическим форматом — научно-популярные тексты, травелоги, биографии, документальные наблюдения.

После нескольких месяцев, проведенных в Северной Корее, французский мультипликатор Ги Делиль написал графический роман «Пхеньян», стараясь описать не только разрешенные для посещения иностранцами музеи, но и настроения обычных северокорейцев. Другие его графические романы-путешествия — «Шэньчжэнь», «Иерусалим», «Хроники Бирмы».

В формате графического издания может быть выпущена энциклопедия — например, «Моя земля — твоя земля» — исследование-путеводитель по тридцати самодельным государствам, основанным утопистами и визионерами (по большей части провалившимся).


Говоря о графическом нон-фикшне в России, хочется выделить произведения, осмысляющие биографический материал в контексте истории: к примеру, сборник графических новелл «Вы-жившие», рассказывающих истории жертв массовых репрессий, или «Сурвило» — графическая биография бабушки автора, пережившей сталинские репрессии и блокаду Ленинграда.


Больше экспериментов

Свобода самовыражения, предоставляемая авторам новым медиумом, позволила экспериментировать уже в рамках самого графического романа. Отход от конвенционального нарратива, смешение жанровых стилистик, совсем уж странные и необычные темы, минимизация визуальной или вербальной составляющей — вот несколько примеров работ, которые, так или иначе, расширили границы графического романа, изменив представление о том, каким он может быть.  

« Здесь » (2014 год) Ричард Макгуайер 

Авангардный арт-проект, мимикрирующий под графический роман. На каждом развороте показана одна и та же комната, в которой или на месте которой разворачиваются разные события в диапазоне от 500 миллиардов лет до нашей эры до отдалённого будущего. Динозавры, индейцы, Бенджамин Франклин, пожилые супруги, молодые родители, современный дом, становящийся то лесом, то парком, то котлованом на стройке — всё это существует на страницах «Здесь» как будто одновременно.

« Больше всего я люблю монстров » (2017 год) Эмиль Феррис

Действие романа происходит в Чикаго в конце 60-х годов. Героиня, десятилетняя Карен, расследует убийство своей загадочной соседки, пережившей Холокост. Написанная, нарисованная и раскрашенная вручную в обычном блокноте, эта книга невероятным образом смешивает реальность и фантазии, монстров из фильмов категории B, искусство, убийство, Холокост, сексуальность, расизм и семейную жизнь, рассказывая читателю уникальную историю взросления.

«Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа. (Почти) правдивая история первого компьютера» (2015 год) Сидни Падуа

Фантастические и местами абсурдные приключения двух реально существовавших учёных викторианской Англии, которые создают огромный вычислительный аппарат.  В реальности математик Чарльз Бэббидж так и не достроил свою машину, а дочка Байрона Ада Лавлейс, разработавшая, но не реализовавшая программу для этого протокомпьютера, умерла от рака в 36 лет. Но в мире Пауда у них всё получилось, и новый девайс помогает исследовать пределы математики и бороться с преступностью. Автор основательно поработала с первоисточниками, и подчас её комикс напоминает учебник по истории и математике. Собственно рисункам отдана в лучшем случае половина страниц «Невероятных приключений», а остальные занимают пояснения, схемы, диаграммы, ссылки и сами первоисточники. Несмотря на выдуманный сюжет, книга полна исторически достоверных деталей, личностей, локаций и ситуаций.


Алена Леденева, Алексей Тапуть