• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как прошла пятая конференция «Теории и практики литературного мастерства»

15 и 16 сентября на Басманной прошла наша уже традиционная конференция. Тема 2023 года — «Учителя и ученики: преемственность и конкуренция». Если вы пропустили, то мы сделали видеозаписи всех лекций.

Как прошла пятая конференция «Теории и практики литературного мастерства»

Анастасия Массалова

Если вы были на конференции, то фото можно найти тут.

15 сентября

Первая секция 

  • Открыла конференцию Тиффани Аткинсон, профессор творческого письма Университета Восточной Англии и поэт. Она выступила с докладом'But you can't teach poetry!' Reflections on teaching and practice.

Аткинсон делилась упражнениями, которые выполняет с молодыми студентами-поэтами, и лайфхаками, которые помогают ей увидеть индивидуальный стиль каждого студента. Часто поэт «застревает» в одних темах, и общение – то, что может помочь ему выйти из личного «дня сурка». « Выход за пределы языка – задача поэзии, и научение поэзии во многом значит обозначить эти пределы »

  • Со следующим докладом выступила Татьяна Венедиктова, профессор филологического факультета МГУ: «К филологии творческого процесса: формы возможной коллаборации». 

 

Вторая секция 

  • Доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Мария Волконская выступила с докладом«My mastir Chauser: Чосер и шотландские поэты-„творцы“»

    • После неё слово взял доктор филологических наук и ведущий научный сотрудник ИРЛИ РАН клад Валерий Вьюгин с темой «Замахнуться на Уильяма».

 

  • Павел Успенский (НИУ ВШЭ) и Андрей Федотов (МГУ) рассказали, «Чему Некрасов научился у Сервантеса» и о единственном в своём роде национальном авторском эпосе «Кому на Руси жить хорошо»

  • Доклад доцента кафедры гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алины Бодровой — «Литературный канон и цеховая критика в практике Вольного общества любителей российской словесности (1816—1825)». Она рассказала про коллектив писателей XIX века, которые собирались вместе, читали тексты молодых малоизвестных авторов и давали обратную связь. 

  • Екатерина Лямина, кандидат филологических наук и старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН, рассказала, «За что ненавидели доброго дедушку, или какие писатели и почему не любили Крылова». 

  • Потом профессор МГУ Михаил Макеев рассказал про взаимоотношения Афанасия Фета с великим князем Константином Константиновичем. 

  • После кофе-брейка ведущий научный сотрудник Музея Серебряного века Моника Орлова выступила с докладом об учениках Валерия Брюсова. 


  • Олег Лекманов (доктор филологических наук, Принстонский университет) выступил с докладом «Мандельштам — учитель поэтов» и рассказал, у кого учился сам Мандельштам.

  • Майя Кучерская, профессор фаультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и писатель, выступила темой «К вопросу о классицизме Иосифа Бродского (Кантемир, Ломоносов, и Державин в лекциях в Маунт Холиоке)». Она рассказала о лекциях про поэтов эпохи классицизма, которые прочёл Иосиф Бродский в частном женском колледже Маунт Холиок, штат Массачусетс. 

  • Завершила чтение докладов студентка 2 курса магистратуры «Литературное мастерство» Анна Новицкая. Тема её выступления — «Григорий Замчалов — муж и ученик Ольги Перовской». 

 

Презентация книг 

Завершился первый день конференции презентацией книг выпускников кафедры «Литературное мастерство». 

  • Елена Тулушева (2019 год выпуска) рассказала о своей повести «Уходи под раскрашенным небом» (М.: Фонд СЭИП, 2022), посвящённой этическим вопросам эвтаназии.
  • Артём Роганов (2019 год выпуска) представил роман «Как слышно» (М.: Самокат, 2023) о подростке, который страдает тиннитусом.
  • Светлана Павлова (2023 год выпуска) показала обложку своего романа в жанре автофикшн «Голод» (М.: РЕШ, 2023).
  • Наталья Калинникова (2019 год выпуска)  познакомила слушателей со сборником рассказов про женщин «Сёстры по разному» (Оренбург: Издательский центр МВГ, 2022).

 


16 сентября

Первая секция

  • Сергей Гуськов (кандидат филологических наук, НИУ ВШЭ, ИРЛИ РАН) рассказал о литературном сотрудничестве между «литератором и министром» Иваном Гончаровым и Петром Валуевым.

  • Светлана Казакова из МГУ рассказала про «Русский футуризм: к истории ученичества и бунтарства литературной группы». И балаганная самореклама, и эксцентрические выходки с эпатажным макияжем, и переписывание собственных биографий — все эти практики создали имидж футуризма. 

  • Елена Пенская (профессор НИУ ВШЭ) говорила о литературной маске Козьмы Пруткова в работах Анны Журавлёвой и Всеволода Некрасова. К сожалению, запись не получилась, поэтому те, кто услышали доклад вживую — счастливчики :) 
  • Константин Лаппо-Данилевский (ИРЛИ РАН, Пушкинский дом) рассказывал о наставничестве Вячеслава Иванова в бакинский период жизни.

  • Продолжил «бакинскую» тему доклад Елены Глуховской (Бакинский университет) про малоизвестную и яркую фигуру доктора Георгия Харазова. 

  • Доцент школы филологических наук Михаил Свердлов рассказал о романе Вениамина Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1928), в котором Каверин с установкой на узнаваемость написал портрет одного из своих учителей и ключевую фигуру русского формализма — В. Б. Шкловского. 

  • Секция продолжилась выступлением Александры Чабан, старшего преподавателя Школы филологических наук НИУ ВШЭ. Она рассказала о тонкостях самовосприятия и эволюции стиля писательницы Нины Берберовой, в 20–40 годах XX века жившей в эмиграции в Париже, на примере её цикла рассказов «Биянкурские праздники». 

  • Профессор русского языка Нью-Йоркского университета Росен Джагалов рассказал, как русская литература стала метафорой учителя для представителей национальных республик в многонациональном романе в советский и постсоветский периоды. За основу исследования Росен Джагалов взял многочисленные произведения в жанре Künstlerroman (роман о художнике), публиковавшиеся в журнале «Дружба народов», и проследил в них характерный метасюжет о человеке из провинции, который становится учеником в этнически немаркированном советском городе, а затем распространяет полученные знания на своём родном языке, превращая их в культурное достояние национальных республик.

  • Мария Алексеевна Мизерная, студентка НИУ ВШЭ, рассказала о зарождении практики литературных консультаций при советских литературных институциях в 1929–1936 годах. 

  • В финале конференции выступили Денис Банников, старший преподаватель Школы филологических наук НИУ ВШЭ, и Александра Максимовна Каверкина, проектный менеджер магистерской программы «Литературное мастерство», с совместным докладом о коллективных формах творчества как педагогическом инструменте. Они рассказали про несколько основных подходов к коллективному творчеству: в частности, роман-буриме и роман-коллаборацию, а также рассказали про коворкинг — набирающую популярность форму со-творчества, при которой участники работают в едином физическом или виртуальном пространстве, но независимо друг от друга.