• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Правила письма Шамиля Идиатуллина

В  октябре мы пригласили на «Литературную среду» писателя Шамиля Идиатуллина. Шамиль — автор романов «До февраля», «Город Брежнев», «Бывшая Ленина» и других. Совсем скоро опубликуем запись встречи, а пока вспоминаем правила письма писателя.

Правила письма Шамиля Идиатуллина

  • Что бы я ни писал, получается триллер. Считается, что самые реалистические романы у меня — премированные «Большой книгой» «Бывшая Ленина» и «Город Брежнев». Но это же абсолютно триллеры. Я пишу так, как мне нравится, то, что сам хотел бы прочитать. Выстраивается модель повествования, подбираются герои или они сами прибегают и говорят: всё, мы твои герои, смирись. И сюжет, по которому им приходится брести, тоже выбирается подсознательно из того, что мне должно понравиться. А жанр образуется совершенно случайным образом.
  • У меня журналистская выучка, я не привык работать в стол. Если сел писать, то должен закончить. Это то, что я чаще всего рекомендую молодым авторам — если начали, пишите до конца. Если ты один раз не дописал, то в следующий раз тоже можешь не дописать, в третий, четвертый, пятый. Это непрофессионально. Это заставляет терять кураж, самоуважение и твое место под солнцем.
  • Я человек, который на всех углах кричит, что любит писать и читать про здесь и сейчас, а к историческим текстам совсем не тяготеет.Это выглядит не слишком искренне, после того как именно «Город Брежнев» оказался самым известным из моих текстов, но что поделаешь, я не особо изменился. Поэтому я всегда исходил из того, что пишу про современность. Но и читатели, которые меня более или менее знают, совершенно ясно представляют, что книжка будет в 90% случаев про нас, здесь и сейчас. И тот факт, что многие дезориентированы после «Города Брежнева», — я как‑то к этому еще не привык.
  • На меня то и дело выходят продюсеры: давайте сделаем кино, можете что-то с нуля придумать, есть такой-то запрос: на фантастику, на триллер, на текст про 80-е, на подростковые приключения. Вот я и написал в ответ на это десятки заявок разной степени проработки — от одной строки до 5–10 страниц с поэпизодником. Ничем это не кончилось, продюсеры просто исчезали.
  • Литература состоит из конфликтов – это основа драматургии. Чем конфликт серьёзней, страшнее и «богаче», тем он интереснее как драматургический материал. Люди других профессий могут не замечать глобальной трагедии, писатели не могут. Им положено этим жить, от этого умирать, но пропускать через себя, как шелковичный червь делать из всяких неказистых соринок, кусочков, листочков и воздуха шёлковую нить.
  • Если у тебя есть хоть чуть-чуть подозрение, что ты сядешь за текст и он тебе надоест или что ты сможешь от него отвлечься — лучше не садиться. Я противник подхода «Главное ввязаться в бой, а там кривая вывезет». Я предпочитаю хорошо спланированные проекты, обеспеченные моральными и психическими ресурсами, и, конечно — запасом времени.

Источники:
Писатель Шамиль Идиатуллин: «Я 15 лет писал, повернувшись головой назад». Афиша Daily
Шамиль Идиатуллин: «Мы живём ради друг друга, а не убийц». ГодЛитературы.РФ
Шамиль Идиатуллин: «Пока все отдыхают и пляшут — я сижу и пишу». Многобукв
Шамиль Идиатуллин: «Этот роман — большая самоподстава». Реальное время


Правила письма собрал Сергей Сызганцев