• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Надеюсь, участники найдут, чем всех нас удивить»

Члены жюри премии «_Литблог» отвечают на наши вопросы.

«Надеюсь, участники найдут, чем всех нас удивить»

В конце 2023 года премия «_Литблог» в шестой раз объявит лучшего автора, пишущего о современной литературе. Мы расспросили членов жюри о наблюдениях и ожиданиях от книжных блогов и задали несколько вопросов Наталье Ломыкиной (председателю коллегии жюри, литературному критику и обозревателю «Forbes»), Артему Роганову (писателю, редактору, книжному обозревателю портала «Горький»), Полине Бояркиной (литературоведу, младшему научному сотруднику Института русской литературы РАН, главному редактору журнала «Прочтение») и Дине Озеровой (лауреату пятого сезона премии «_Литблог», автору блога «Книжный странник», соведущей подкастов «Лед и книги» и «Букстор»).


Изменились ли, на Ваш взгляд, книжные блоги за последний год? Если да, то как? 


Наталья Ломыкина: За последний год книжные блоги, разумеется, изменились, и это связано в том числе с чисто техническими трудностями: многие соцсети стали запрещенными, вход в них затруднен, контент там востребован не так, как раньше — это заставляет и блогеров искать новые способы привлечения аудитории, новые площадки для разговора с аудиторией. И блоги из видеоблогов стали опять более текстовыми, снова выросла нагрузка на слово. Мне кажется, что это симптоматично. Это произошло в Telegram, где есть возможность и снимать видео, и давать фотографии и всевозможные визуальные истории, и писать. Эта площадка за последний год себя проявила очень активно. Я вижу, что в блогах появилось больше текста, а больше текста всегда означает больше смысла, потому что текст требует обдумывания, редактуры, вычитывания, и концентрация смысла в нем выше, чем в развлекательном видео.


Артем Роганов: Да, изменились, по крайней мере, мне кажется, что они стали более специализированными и менее всеядными. Есть блоги, допустим, о фантастике, есть блогеры со своим специфическим вкусом. То, что появляется больше оригинального лица у блогеров, больше специфики, мне нравится. А еще возникают совсем молодые блогеры, которые пишут про самиздат, и это вообще отдельная удивительная планета.


Полина Бояркина: Поскольку за каждым блогом стоит конкретный человек, и вообще блоговая тенденция такова, что личность автора этого блога является очень важной его частью, то на примере блогов социальные изменения заметнее, нежели на примере каких-то институций. Какие изменения происходят в обществе, те же происходят и с людьми, и один из симптомов - это то, что очень большое количество блогов просто перестает существовать.


Дина Озерова: На мой взгляд, книжных блогов стало больше, а контент в них — разнообразнее, что не может не радовать. 


Вы обращаетесь к рецензиям до или после прочтения книги? 


Наталья Ломыкина: На этот вопрос я, пожалуй, не могу отвечать полноценно, поскольку как критик я все-таки ограничена здесь в свободе выбора. Если я не хочу, чтоб мнение коллег влияло на мое собственное (а я не хочу), то я не должна читать чужие рецензии до книги. Это не касается тех случаев, когда чья-то рецензия и приводит меня к роману. Но зато когда я уже прочла текст, написала свой или где-то высказалась о книге, я с большим удовольствием читаю, и, как мне кажется, могу полнее оценить рецензии коллег. Скажем, рецензия Юрия Сапрыкина на повесть Леонида Юзефовича «Поход на Бар-Хото», которая вышла уже после того, как я сама рассказала о книге, доставила мне невероятное удовольствие. Это пример того, как писать рецензию так, чтобы твой текст был конгениален исходному авторскому произведению.


Артем Роганов: Зависит от книги и от того, что мне надо с ней сделать. Если я сам о ней должен написать, то после. Если для удовольствия, то могу посмотреть и до. О многих книгах я узнаю из обзоров и рецензий коллег.


Полина Бояркина: Я обращаюсь к рецензиям и до, и после чтения книги в зависимости от задач. Если мне нужно выбрать книгу, то я читаю рецензии до, чтобы определиться, хочу ли я читать тот или иной текст. Читаю после, когда собираю больше информации о книге. Иногда мне бывает нужно прочитать какой-то чужой текст, чтобы задать направление собственным мыслям.


Дина Озерова: Стараюсь не читать рецензии до того, как прочитаю книгу и напишу о ней свой текст. Для меня рецензии играют иную роль — позволяют продлить опыт взаимодействия с книгой. 


Победитель премии «_Литблог» 2023 — каким он должен быть?  


Наталья Ломыкина: Победитель премии «_Литблог» 2023 никому ничего не должен, но при этом я все же надеюсь, что блог-победитель будет ярким, заметным, содержательным, осмысленным, наполненным, и что после победы блог станет только лучше, что эта награда не испортит его.


Артем Роганов: Он должен быть со своим голосом, грамотным, не слишком академичным, но разбирающимся в контексте. И особенным. Что это значит, вопрос риторический, но поверьте, по его рецензиям мы это сразу поймем!


Полина Бояркина: Я говорю и продолжаю говорить о том, что литературных медиа много, но все еще недостаточно. Под медиа я подразумеваю не только какие-то более крупные объединения вроде журналов, но и блоги; и мне очень не хватает блогов, которые были бы более узко направленными тематически. Даже сейчас мы наблюдаем истории, которые ярко видны на каких-нибудь новостных поводах, когда все блоговое и книжное пространство пишет примерно одно и то же. Так же происходит и с очень громкими книгами. И это здорово, но мне бы хотелось видеть блоги, которые смотрят на книжный мир под специфическим углом и именно с этой точки зрения пытаются его осмыслить: будь то определенная тема в текстах, будь то чтение определенного жанра или вообще рассмотрение книжного мира с позиции анализа какой-то его социальной составляющей.


Дина Озерова: Как член жюри премии буду руководствоваться своим постоянным принципом и искать не «самый лучший книжный блог», а наиболее оригинальный из всех представленных. Бонусные баллы за последовательность в выражении собственного мнения и убедительный авторский голос. Но особых ожиданий у меня нет: надеюсь, участники найдут, чем всех нас удивить.