• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Журналист написал книгу вместе с нейросетью и рассказал, как это было

Канадский журналист Стивен Марч вместе с нейросетью написал книгу с ироничным названием «Death of an Author». В The Atlantic онподелился тем, как именно он работал с искуственным интеллектом, что понял в процессе и почему нейросети нескоро заменят писателей и сценаристов.

Журналист написал книгу вместе с нейросетью и рассказал, как это было

О чем книга

Герой книги — литературный критик и ученый Гас Дюпен. Его приглашают на похороны Пегги Фирмин, знаменитой писательницы, которую убили при загадочных обстоятельствах. Гасе твердо намерен выяснить, кто и почему её убил. 

Как именно Марч работал с ИИ

1. Сначала журналист давал ChatGPT конкретные инструкции. Например, «напиши статью в стиле газеты Toronto Star, содержащую следующую информацию: Пегги Фирмин — канадская писательница, убитая 14 августа на мосту на косе Лесли-стрит при отсутствии свидетелей». Затем он дорабатывал полученную информацию в программе Sudowrite — она дает ряд возможностей по настройке текста с помощью ИИ: его можно расширить, сократить, перефразировать, можно попросить программу «сделать текст более активным» или «более разговорным», а можно попросить «сделать его более похожим на Хемингуэя».

2. Программа Cohere помогала Стивену искать подходящие эпитеты. Он задавал запрос по типу «напиши сравнения и метафоры к кофейному запаху» и обновлял экран до тех пор, пока он не давал описание, которое нравилось. Марч даже отметил, что все лучшие реплики в романе принадлежат Cohere.

3. Журналист отметил, что программа потрясающе справляется с тем, что Михаил Бахтин называл гетероглоссией —  способностью романа включать в себя разные формы дискурса. Если попросить лингвистический ИИ, такой как Cohere, имитировать тот или иной способ речи — он прекрасно с этим справится.

4. При этом такие нейросети довольно слабы в отношении базового нарратива. В этом и заключается парадокс Моравека, который применим и к использованию ИИ в творчестве: трудные задачи легки для искусственного интеллекта, а легкие задачи — трудны.

5. Написание книги совместно с ИИ требует хорошо продуманного плана, а также умение работать с технологиями, с которыми автор собирается творить. Не менее важно и базовое чувствование качественного литературного стиля.

6. Если вы хотите, чтобы искусственный интеллект подражал какому-то автору, например, Рэймонду Чандлеру, то последнее, что вы должны сделать, это просить его писать как Рэймонд Чандлер. Получится пошла банальная подделка: «Она лежала на мосту, не двигаясь, пока мимо проносился транспорт, и я знал, что Пегги Фирмин испустила последний вздох в этом городе потерянных душ».В конце концов, даже Рэймонд Чандлер не пытался писать как Рэймонд Чандлер.

7. Разницы между между бесплатным сервисом и платным, использующим более совершенную модель GPT, Марч также не заметил.

В конце Марч напоминает, что традиционные ценности творческой композиции пока полностью живы и никуда не уйдут, в ближайшее время — точно. Можем вспомнить переход от живописи к фотографии, да, появилась новая форма искусства, но с другой стороны, ценность живописи не исчезла и не исчезнет.
Он также говорит о том, что не надо бояться того, что оригинальность умрет с приходом ИИ. Это уже произошло: сейчас мы переживаем самый производный период человеческого творчества со времен промышленной революции, каждый из 10 самых кассовых фильмов 2022 года был сиквелом или перезагрузкой. Наоборот, нейросети могут стать тем инструментом, которые помогут нам выйти из лабиринта шаблонности и посмотреть на творчество по-новому. 

Перевела Лиза Оганесян