Библиотека писателя: рассказываем, как и зачем спасать котика
В 2007 году Блейк Снайдер написал пособие о сценарном мастерстве под названием «Спасите котика!». Эта книга стала бестселлером и уже много лет помогает начинающим сценаристам и писателям.
Мы выбрали из книги несколько советов, которые пригодятся тем, кто сомневается, достаточно ли он хорош, чтобы писать, и тем, кто уже начал писать историю, но не знает, куда двигаться дальше.
Совет 1. Главный
Вам обязательно нужно уйти от установки «Честно говоря, я в этом деле не так хорош!» . С вами всё в порядке, просто пишите.
Совет 2. Герой — прежде всего
Да, это кажется очевидным, однако именно героя будет помнить читатель или зритель спустя 10 лет. Сюжет, детали и язык забудутся, а вот герой — нет. Помните, что любая история — про трансформацию героя. Всегда. Судьба вашего персонажа обязана меняться, по-другому за ним просто будет неинтересно следить. Все истории рассказывают о преодолении героем какой-либо проблемы и усвоении благодаря этому важного жизненного урока.
Именно главный герой меньше всего хочет меняться, но имеет в этом наибольшую потребность. На этом и будет строиться ваша история.
Совет 3: внимательно следите за «хребтом» вашей истории
«Хребет» истории — это путь героя со всеми его изменениями от начала и до конца, это та самая арка персонажа. Важно выдерживать линию развития героя и изменения его судьбы, не уходя в пространные размышления или второстепенные линии, не относящиеся к сути.
Трудность в том, что всему, что не дополняет хребет, в сценарии не место. Иногда бывает такое, что есть классная история, но сценарист ее по какой-то причине боится, поэтому развивает второстепенные линии и прописывает что угодно, но не историю главного героя.
Так, у одного из сценаристов с курсов Снайдера был отличный сюжет и герой, но в сценарии из ниоткуда взялся дирижабль. Что? Да, была целая предыстория пилота дирижабля и экипажа, подробнейшее и красивое описание, но вот причины включать дирижабль в сюжет не было никакой. Это просто чересчур детальная декорация, не привносящая в историю ничего действительно значащего. Так вот, следите за тем, чтобы в вашей истории, в «хребте» не было расползаний и подобных дирижаблей. Это ложный путь, помехи, отделяющие сценариста от сюжета и от хребта. Сосредоточьте своё внимание на основной линии.
Совет 4: как «выпрямить хребет»
Четко ответьте на вопрос: какова цель вашего героя? Важны две цели: материальная и духовная. Материальная цель (= сюжет) — это сюжетный двигатель, а духовная цель (= тема) — неочевидная, но истинная цель пути героя, это урок, который он усвоит. Именно это будет образовывать «хребет» истории и арку персонажа.
Вопросы, которые помогут выпрямить хребет:
- Кто герой?
- В чем его проблема?
- Как история начинается и чем заканчивается?
- Каковы материальные и духовные цели?
- О чем всё это?
Совет 5: Не цепляйтесь за сцены
Да, вы писали сценарий сутки напролет, вы продумывали каждую сцену и корпели над диалогами, но вдруг продюсер или редактор говорит вам изменить и переписать.
Негодование, злость, досада — пошли они все, они ничего не понимают! Да, от этих эмоций никуда не деться, но всё-таки попробуйте внести изменения в ваше произведение и поработать над сценами, которые вызвали вопросы.
Блейк Снайдер говорит, что авторы держатся за сцены не потому, что они гениально написаны, а потому, что втайне считают, что не могут придумать что-то лучше. Но нет, это не предел! Поиграйте с вашей историей, поэкспериментируйте: можно попробовать поменять сцены местами, что-то убрать и переписать. Исходник у вас в любом случае никто не отберет, так что ищите ту самую идею.
Пытаясь оправдать сцену, вы можете не найти варианта лучше, а он точно есть!
Совет 6. Попробуйте взглянуть по-новому на свою историю
Идея классная, герой получился, а работа что-то не идет. Как выйти из писательского затора и преодолеть кризис?
1, «Моя история: одна страница». Попробуйте изложить своё произведение ровно на одной странице, лимит — около 300 слов. Это помогает понять суть истории, очертить хребет и убрать лишнее.
2, «Моя история: симфоническая поэма». Интересный метод познания истории — изложить ее в стихотворной форме. Рифмовка очень расширяет горизонты и помогает найти новые идеи.
3. «Моя история: комедия». Если вы застряли в тумане и уперлись в тупик, попробуйте изменить жанр и тональность истории.
4. «Моя история: кубик Рубика». Попробуйте изменить порядок сцен путем перемещения их на доске. Никогда не узнаешь, какие открытия могут ждать.
5. «Вот плохое решение!» — способ найти ответ на любой вопрос. Вне зависимости от проблемы возьмите лист бумаги и напишите, например, 30 вариантов плохой темы (если ищете тему). Среди этих нарочито «глупых» 30 тем, как ни парадоксально, окажется одна та самая. Такой способ и поможет расслабиться, и повернет вашу проблему неожиданной стороной.Анастасия Кошельникова