• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Библиотека писателя: рассказываем, как и зачем спасать котика

В 2007 году Блейк Снайдер написал пособие о сценарном мастерстве под названием «Спасите котика!». Эта книга стала бестселлером и уже много лет помогает начинающим сценаристам и писателям.

Библиотека писателя: рассказываем, как и зачем спасать котика

Мы выбрали из книги несколько советов, которые пригодятся тем, кто сомневается, достаточно ли он хорош, чтобы писать, и тем, кто уже начал писать историю, но не знает, куда двигаться дальше. 

Совет 1. Главный

Вам обязательно нужно уйти от установки «Честно говоря, я в этом деле не так хорош!» . С вами всё в порядке, просто пишите. 

Совет 2. Герой — прежде всего 

Да, это кажется очевидным, однако именно героя будет помнить читатель или зритель спустя 10 лет. Сюжет, детали и язык забудутся, а вот герой нет. Помните, что любая история про трансформацию героя. Всегда. Судьба вашего персонажа обязана меняться, по-другому за ним просто будет неинтересно следить. Все истории рассказывают о преодолении героем какой-либо проблемы и усвоении благодаря этому важного жизненного урока.  

Именно главный герой меньше всего хочет меняться, но имеет в этом наибольшую потребность. На этом и будет строиться ваша история.

Совет 3: внимательно следите за «хребтом» вашей истории

«Хребет» истории это путь героя со всеми его изменениями от начала и до конца, это та самая арка персонажа. Важно выдерживать линию развития героя и изменения его судьбы, не уходя в пространные размышления или второстепенные линии, не относящиеся к сути. 

Трудность в том, что всему, что не дополняет хребет, в сценарии не место. Иногда бывает такое, что есть классная история, но сценарист ее по какой-то причине боится, поэтому развивает второстепенные линии и прописывает что угодно, но не историю главного героя. 

Так, у одного из сценаристов с курсов Снайдера был отличный сюжет и герой, но в сценарии из ниоткуда взялся дирижабль. Что? Да, была целая предыстория пилота дирижабля и экипажа, подробнейшее и красивое описание, но вот причины включать дирижабль в сюжет не было никакой. Это просто чересчур детальная декорация, не привносящая в историю ничего действительно значащего. Так вот, следите за тем, чтобы в вашей истории, в «хребте» не было расползаний и подобных дирижаблей. Это ложный путь, помехи, отделяющие сценариста от сюжета и от хребта. Сосредоточьте своё внимание на основной линии.

Совет 4: как «выпрямить хребет»

Четко ответьте на вопрос: какова цель вашего героя? Важны две цели: материальная и духовная. Материальная цель (= сюжет) это сюжетный двигатель, а духовная цель (= тема) неочевидная, но истинная цель пути героя, это урок, который он усвоит. Именно это будет образовывать «хребет» истории и арку персонажа.

Вопросы, которые помогут выпрямить хребет: 

  • Кто герой? 
  • В чем его проблема? 
  • Как история начинается и чем заканчивается? 
  • Каковы материальные и духовные цели? 
  • О чем всё это?

Совет 5: Не цепляйтесь за сцены

Да, вы писали сценарий сутки напролет, вы продумывали каждую сцену и корпели над диалогами, но вдруг продюсер или редактор говорит вам изменить и переписать. 

Негодование, злость, досада пошли они все, они ничего не понимают! Да, от этих эмоций никуда не деться, но всё-таки попробуйте внести изменения в ваше произведение и поработать над сценами, которые вызвали вопросы. 

Блейк Снайдер говорит, что авторы держатся за сцены не потому, что они гениально написаны, а потому, что втайне считают, что не могут придумать что-то лучше. Но нет, это не предел! Поиграйте с вашей историей, поэкспериментируйте: можно попробовать поменять сцены местами, что-то убрать и переписать. Исходник у вас в любом случае никто не отберет, так что ищите ту самую идею. 

Пытаясь оправдать сцену, вы можете не найти варианта лучше, а он точно есть! 

Совет 6. Попробуйте взглянуть по-новому на свою историю

Идея классная, герой получился, а работа что-то не идет. Как выйти из писательского затора и преодолеть кризис?

1, «Моя история: одна страница». Попробуйте изложить своё произведение ровно на одной странице, лимит около 300 слов. Это помогает понять суть истории, очертить хребет и убрать лишнее. 

2, «Моя история: симфоническая поэма». Интересный метод познания истории — изложить ее в стихотворной форме. Рифмовка очень расширяет горизонты и помогает найти новые идеи. 

3. «Моя история: комедия». Если вы застряли в тумане и уперлись в тупик, попробуйте изменить жанр и тональность истории. 

4. «Моя история: кубик Рубика». Попробуйте изменить порядок сцен путем перемещения их на доске. Никогда не узнаешь, какие открытия могут ждать. 

5. «Вот плохое решение!» способ найти ответ на любой вопрос. Вне зависимости от проблемы возьмите лист бумаги и напишите, например, 30 вариантов плохой темы (если ищете тему). Среди этих нарочито «глупых» 30 тем, как ни парадоксально, окажется одна та самая. Такой способ и поможет расслабиться, и повернет вашу проблему неожиданной стороной.
Анастасия Кошельникова