• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как создать персонажей, которые будут двигать сюжет

Стив Каплан консультирует и обучает известных сценаристов, а ещё он проводит мастер-классы в Pixar и Dreamworks. Также он написал несколько книг по сценарному мастерству, одна из которых только что вышла на русском:«Путь комического героя: очень серьёзная структура очень смешного фильма». Рассказываем, зачем её читать и как она пригодится писателям и сценаристам.

Как создать персонажей, которые будут двигать сюжет

Зачем читать книгу

В книге автор последовательно разбирает, чем главный герой комедии отличается от героя драматического произведения, какие стадии трансформации он должен пройти и что делает историю смешной. 

«Персонаж должен быть важнее сюжета и шуток. Что смешно, а что нет — субъективно. В погоне за шутками может оказаться, что разных людей смешит разное, а вот люди и то, что делает их столь абсурдными, что в них так бесит других и удивляет — это объединяет нас всех». 

Продуманные и достоверные персонажи, а главное — их мотивация — это и есть то, что должно двигать сюжет истории и наполнять её забавными сценами. Другими словами, герои в сценах должны выполнять не вашу, авторскую волю, попадая впросак, а делать это, преследуя собственные интересы. Именно об этом книга Каплана — как построить архетипы героев и как заставить их действовать в ваших интересах.



Предпосылка + персонажи = движение сюжета

Для создания комедийного сюжета необходима предпосылка. Всё действие фильма органично вытекает из некоего события, которое происходит в начале. Главное свойство такого события — оно должно стимулировать воображение. 

Так, например, в «Человеке-Пауке» предпосылка очень простая: главный герой, школьник-ботан, получает суперспособности после того, как его кусает радиоактивный паук. Если вы на секунду поверите в то, что это возможно, вы сразу начнёте спрашивать, а что бы я сделал? Задавайте эти вопросы про своих персонажей, учитывая их личностные качества, и история будет писать себя сама.

Главное, чему учит нас метод архетипов: персонаж создаёт сюжет, действие и движение. Когда вы уже придумали своих героев и предпосылку, начните спрашивать себя: «А как бы они поступили, что бы предприняли?» Вы помещаете своих героев в некие обстоятельства, а дальше предоставляете действовать им.


Какими вообще бывают персонажи комедийного произведения по Стиву Каплану

Дурак. Это наивный и глуповатый персонаж, который часто ошибается, и зачастую привносит опасность в любую сцену, в которой участвует.

Невинный. Это милый член группы, как например, персонаж Элли Кемпер в «Девичнике в Вегасе». Невинный может быть главным героем, объектом желания или участником событий с чрезмерно поэтическим и романтическим взглядом на жизнь.

Голос разума. Он может озвучивать мысли автора или зрителя. Его никогда никто не слушает, но он изо всех сил старается помочь Дуракам и Невинным избежать многочисленных неприятностей.

Животное. Часто самый непосредственный, первобытный характер, который следует в первую очередь своим инстинктам и всегда оживляет обстановку.

Волшебный объект желаний. Этот герой обладает практически волшебными свойствами. Как философский камень, который превращает неблагородные металлы в золото, объект желаний способен менять личность героя в лучшую сторону. Тут сразу вспоминается, например, «День Сурка».

Обманщик. Совершенно незаменимый персонаж, который с лёгкостью срезает углы, живёт по своим правилам и часто способствует тому, чтобы всё окончательно запуталось. К слову, по мнению Каплана, в «Дне Сурка» обманщик — сам Билл Мюррей.

Необязательно включать в своё произведение всех этих персонажей, но если они у вас есть, им должна быть отведено достаточно места, чтобы они могли продемонстрировать и раскрыть свою уникальную личность. 


Чем ещё интересна книга

По ходу повествования автор проведёт вас сквозь всю структуру комедии, так что читая книгу, вы сможете придумать свою историю. Он приводит примеры из известных фильмов, таких как «День сурка», «Девичник в Вегасе», «Шпион», «Конец света 2013», «Тутси», «Назад в будущее», «Солдаты неудачи», «Неспящие в Сиэтле» и многих других. Это помогает нам наглядно увидеть, как работают законы комедии, проверенные временем.

Также Стив Каплан цитирует работы коллег по цеху: книгу «История на миллион долларов» Роберта Макки, «Голливудский стандарт: как написать сценарий для кино и ТВ, который купят» Майкла Хейга и другие, так что, если не знаете, с чего начать, по этим отсылкам можно собрать свою мини-библиотечку настольных книг по сценарному мастерству.



Рецензию подготовила Виктория Романова