«Я убила отца»: рецензия на роман Екатерины Манойло «Ветер уносит мёртвые листья»
«Ветер уносит мёртвые листья» — второй роман Екатерины Манойло. В новом романе она возвращается к теме домашнего насилия, но, в отличие от её дебютной книги «Отец смотрит на запад», вместо рефлексии выбирает динамичный сюжет.
О чём роман
Это история о неудавшихся родителях и рано повзрослевших детях. Манойло помещает привычный конфликт отцов и детей в необычный для этого жанр роуд-муви, добавляет криминальный сюжет и элементы драмеди.
Сюжет довольно запутанный: Нюкта забирает младшую сестру Изи со школы и сообщает, что убила их отца. На самом же деле Нюкта никого не убивала, а просто решила спасти себя и Изи от отца-тирана. Но смерть всё равно его настигает: отца Нюкты и Изи убивает их дядя. Тело находит парень Изи и вместе с другом его закапывает. Наконец, появляется мать сестёр, которая, как они думали, сбежала от них во Францию и до сих пор живет там (а на самом деле давно вернулась в подмосковье), и крадет их деньги. Герои оказываются втянуты в убийство случайно, и вот уже перед нами не просто криминальный роман, а чёрная комедия.
Чем примечательна книга
Трагическое в книге встречается с комичным. В основе сюжета лежит путь Нюкты и Изи в центр помощи жертвам домашнего насилия. Сёстры селятся в отель, где консьержа зовут Федерико, как и Феллини. Естественно, он фанат старого кинематографа, и в его репликах проскальзывают отсылки на фильмы: «Останетесь на завтрак? У Тиффани». Или взять сцену знакомства Изи с мамой её парня. Ольга Владимировна явно понимает, что у Изи галлюцинации, но продолжает готовить ужин так, как будто бы ничего не происходит. Галлюцинации Изи просто игнорируют, а если кто-то и задаёт вопросы, то без особых эмоций.
Про героев
У Екатерины Манойло получаются живые и характерные герои. Луиза, она же Изи, — подросток и максималистка, которая совершает необдуманные поступки. Например, звонит своему парню и сообщает о том, что сестра убила отца. Нюкта же показана в романе как старший в семье ребёнок, которому рано пришлось повзрослеть. Историю с убийством отца Нюкта придумывает, чтобы увести сестру от отца, так как чувствует, что рано или поздно младшая воспользуется ножом, чтобы отомстить отцу за побои. И во время жизни с отцом Нюкта подставляется под насилие отца, физическое и сексуализированное, чтобы Изи меньше досталось. Мать девочек уехала во Францию спасаться от насилия, Нюкта же занимает её место в семье. И неслучайно именно она из двух сестёр: Нюкта копия матери, и даже зовут её так же («Нюкта» получилась от Анютки).
Зачем читать
В книге мало рефлексии и психологизма. Темы насилия, смерти, любви и нелюбви упакованы в быстро сменяющиеся сцены, которые снижают градус трагичности. Это похоже на защитную реакцию, когда мы сталкиваемся с насилием или другим стрессом. С одной стороны, это придаёт роману динамики, с другой — не позволяет глубже раскрыть героев. Несмотря на то, что основной мотив сюжета смерть, Манойло не передаёт переживания героев. Смерть тут как свершившееся событие, спусковой крючок, который заставляет героев действовать.
«Ветер уносит мёртвые листья» Екатерины Манойло можно сравнить с аттракционом: чувство страха быстро сменяется адреналином. Это выделяет роман Манойло среди остальных сюжетов, связанных с темой домашнего насилия. Авторка не преуменьшает значимость этой проблемы и делает её доступной и понятной для широкой аудитории. География романа от подмосковья и соседних областей сужается до одной квартиры, где и всё и началось. Это движение по кругу не дает героям Ветра убижать от проблема, а заставляет их принять последствия и находить решение.
Написала Тамара Лосаберидзе