Новый роман Яны Вагнер «Тоннель»: психологизм и катастрофа в замкнутом пространстве
Яна Вагнер — одна из самых успешных российских писательниц, её дебютный роман «Вонгозеро» был удачно экранизирован. Её роман «Тоннель» вышел в прошлом месяце. Работа над книгой заняла 5 лет, и вряд ли многочисленные поклонники Вагнер будут разочарованы.
О жанровых авторах
Когда в 2003 году Национальный книжный фонд США наградил Стивена Кинга медалью за выдающийся вклад в американскую литературу, многие интеллектуалы растерялись. Известный исследователь феномена литературного канона Харолд Блум тогда отметил, что Стивен Кинг как жанровый автор не заслуживает такой почётной награды. Это и тогда звучало странно, а спустя 20 лет считать добротную жанровую литературу чем-то из области guilty pleasure и вовсе кажется ретроградством. Тем более снобам из Лиги плюща оптика часто не позволяла разглядеть новаторство в развлекательной литературе.
Яна Вагнер — как раз пример успешного жанрового автора в России. И её новый роман «Тоннель» удачно сочетает в себе два разных жанра — роман-катастрофу и психологический триллер. Вагнер и раньше находчиво совмещала эти жанры в романах «Вонгозеро» и «Живые люди». Теперь, после эксперимента с детективом, она решила вернуться в привычную для себя область.
О чём роман
Поздним летним вечером Северо-Западный тоннель Москвы неожиданно изолируют от внешнего мира гермодверьми. Запертыми оказываются несколько сотен человек, которые не знают, что происходит снаружи. Больше суток они пытаются выбраться из ловушки и распределить ограниченные ресурсы.
Зачем читать
Ожидаемые конфликты из-за воды и пищи, проблема морального выбора в сложных ситуациях, враждебность самого окружения (в какой-то момент с освещением и воздухом начинаются сложности) — всё это соответствует привычному канону жанра катастрофы и затягивает читателя. Однако сами герои прописаны так искусно, что их мотивации и переживания быстро начинают цеплять даже больше, чем сюжет.
Персонажи показывают срез современного российского общества, и с этой точки зрения роман наследует традиции физиологического очерка. И если в 19 веке авторы этого жанра чаще интересовались дворниками, мелкими клерками и другими «маленькими людьми», то Вагнер интересуется всеми слоями.
Возможно, именно поэтому у большинства героев нет имён. Рассказчик называет их по марке автомобиля, который как бы соответствует их характеру: властная «женщина-мерседес» из бронированного «Майбаха», вульгарный «патриот» из УАЗ «Патриот», мажор-кабриолет из, соответственно, кабриолета и так далее.
Про стиль
Язык довольно сух, лишними деталями Вагнер читателя не перегружает. Однако филигранные аллюзии задают нетипичный тон повествованию, немного ироничный. Например, когда священник раздает шоколадные конфеты и воду, это метко соотносится с причастием. А истерика женщины в полицейской машине, во время которой она случайно включает сирену — с куражом пианиста. Это выводит читателя из автоматизма восприятия, что приятно само по себе. К тому же насмешливое отношение к происходящему, не перерастающее при этом в фарс — это крайне интересный и нестандартный способ описывать катастрофу.
Итог
Роман Яны Вагнер «Тоннель» — это, безусловно, удачная книга. Если её предыдущий роман «Кто не спрятался» был выдержан лишь в одном жанре герметичного детектива, то в новом романе писательница снова использует привычные для себя приёмы. Поскольку успешно работать в нескольких жанрах одновременно получается у немногих, «Тоннель» интересен и как эксперимент, и как крепкая развлекательная проза.
Написал Иван Иванов