• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как построить генеральный план своего текста

Мы уже писали о том, как начать текст, если вдруг ну совсем никак не складывается первый абзац. А сегодня мы начнём говорить об общем плане и структуре.

Как построить генеральный план своего текста

Планировать или нет: как правильно?

Ваша задача — понять, как удобнее работать именно вам.

Выберите, кто вы: садовник или архитекторы. 

— У садовников есть семечко, которое нужно закопать в землю, поливать свежей водой, обрезать вокруг стебля сорняки и растить красивый цветок. По семечку еще не ясно, что из него вырастет. Садовники начинают текст без плана, с какой-то детали, с героя или услышанного на улице диалога. 

— Архитекторы начинают с плана, им важно видеть перед собой продуманный чертеж. Писатели-архитекторы строят сложные схемы, рисуют на ватманах, клеят стикеры на стены или заполняют экселевские таблички, они приступают к тексту, когда точно знают, с чего он начнется, как продолжится и чем закончится.


У каждого подхода есть свои плюсы и минусы. Садовники могут уйти не в ту сторону, пока пишут текст, придется вырезать большие куски истории и начинать сначала. Зато процесс письма для них — увлекательное путешествие. Архитекторы, напротив, могут заскучать по дороге, потому что весь сюжет заранее известен. Зато они двигаются четко по плану и не забредают в сторону. 

Например, Владимира Набокова можно смело отнести к классическим архитекторам : «В те дни и ночи, работая над романом, я продвигался последовательно, от главы к главе, но при этом с самого начала держал в уме цельную композицию — я конструировал в воображении целые эпизоды, когда шел по улице, или принимал ванну, или лежал в постели. В конце 1930-х годов я перешел к более щадящей методе, которая позволяет экономить силы: вооружался карандашом и ластиком и писал на обо- ротной стороне каталожных карточек. Поскольку я с самого начала вижу роман до странности отчетливо перед собой, даже как бы над собой, карточки для меня очень удобны: не приходится придерживаться логической последовательности — можно создавать опорные эпизоды, а потом в произвольном порядке заполнять пропуски».


А нужен ли план?

Что такое план? В вашем тексте что-то будет происходить, в нем будут персонажи, в нем будет начало и конец — это все и будет планом. Даже если вы за десять минут набросаете в кафе на салфетке: о чем будет ваш рассказ, что и когда будет делать герой и чем все закончится — это тоже будет план.

Событие — это то, из чего состоит ваш сюжет. Змея выползает из террариума — событие, сова принесла письмо — событие, Гарри познакомился с Роном и Гермионой в поезде — событие. Джоан Роулинг, кстати, тоже пример писательницы-архитектора. 

Фабула — это все события, которые есть в вашем тексте, поставленные одно за другим по времени. Например, утром ваш герой завтракает с бабушкой на кухне, днем играет в футбол во дворе, вечером смотрит мультики. Тогда фабула будет: 1) завтрак; 2) футбол; 3) мультики. 

А есть еще композиция — то, как эти события расположены в тексте. Например, вы можете сначала показать вечер и то, как герой смотрит мультики, потом показать день и футбол во дворе, а в самом конце — утро и завтрак. Тогда композиция будет: 1) мультики; 2) футбол; 3) завтрак.


Для того чтобы сделать план, вам нужно собрать все события, которые будут происходить в тексте, и подумать о том, в каком порядке вы хотите их расположить. Иногда такое планирование жизненно необходимо, чтобы не запутаться во времени и не оказаться в ситуации, когда в романе свадьба героев случается раньше, чем их знакомство.


Подробнее — в нашей книге «Горшочек, вари: рецепты писательской кухни»‎. Её можно купить в бумажном и электронном виде вот тут.