• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как жить и творить на 10 долларов в день. Встреча с корейской писательницей Чухе Ким

10 октября прошла 22-я церемония вручения премии «Ясная поляна». В номинации «Иностранная литература» победила южнокорейская писательница Чухе Ким. Роман «Звери малой земли» стал для неё дебютным, а литературная премия — первой. И уже на следующий день после её присуждения, 11 октября, Чухе Ким прилетела в Россию и встретилась с участниками закрытого клубного сообщества Noôdome.

Как жить и творить на 10 долларов в день. Встреча с корейской писательницей Чухе Ким

О чём роман

Действие разворачивается на Корейском полуострове в начале прошлого века. Корея ещё едина, но на политической карте мира её фактически нет, это всего лишь японская колония. И борьба корейского народа за независимость становится ключевой темой книги, события которой разворачиваются на протяжении 50 лет.

Это роман о куртизанках, тиграх и патриотах. А ещё — о любви и о времени. По словам самой писательницы, именно так, «Любовь и время», она хотела назвать книгу. Но её агент прозрачно намекнул, что это не лучшая мысль. И предложил вариант «Звери малой земли», который и стал финальным.


«Без ёлочных игрушек»

Ким рассказала, что ради своей книги ушла с работы и выживала в Нью-Йорке на 10 долларов в сутки: «Я очень рада и смущена. Мне кажется, пока я не заслужила эту премию. Она для меня скорее аванс и стимул двигаться дальше, развиваться, чтобы соответствовать её уровню».

Роман написан на английском языке. Издать его было непросто: по словам Чухе Ким, он не вполне соответствует принятым в США издательским стандартам, поскольку там в тренде ирония, а она старалась написать предельно искреннюю книгу.

Член жюри «Ясной поляны», писатель Евгений Водолазкин на это заметил, что, на его взгляд, писательнице всё удалось. Он даже удивился, что для неё этот роман стал всего лишь первым. «Редко бывает, чтобы автор начал так основательно, уверенно, спокойно, без ёлочных игрушек. Мы счастливы, что вы получили эту премию, и можем только поздравить», — сказал он.

Председатель жюри «Ясной Поляны» Владимир Толстой со своей стороны сказал, что в коротком списке были такие авторы как Ольга Токарчук, Мишель Уэльбек, Абрахам Вергезе. И, по его словам, выбор жюри свидетельствует о том, что Чухе Ким написала действительно прекрасное произведение.


О русской музыке и «Евгении Онегине» 

На встрече выяснилось, что Чухе Ким во многом вдохновлялась русской литературой и музыкой. С раннего детства она занималась музыкой и балетом, так что имена Ростроповича, Чайковского и Прокофьева сопровождают её всю жизнь. А с русской литературой она впервые столкнулась в семь лет, зачитавшись «Преступлением и наказанием», купленным для её старшей сестры. 

По словам писательницы, она видит у корейской и русской литературы много общего. «Корейская культура и литература — не только про то, как написать красивые предложения, не только эстетика. Это про то, чтобы тронуть своим творчеством людей».

Именно это, по её мнению, и объединяет корейскую литературу с русской. В обоих случаях главная ценность книги в её глубине. «Людям нужна глубина, нужно понимать, что их жизни что-то значат, и видеть это в литературе».

Также Ким считает, что в русской литературе предложения очень музыкальны, их можно буквально слушать. И, извинившись перед всеми любителями немецкой музыки, призналась, что не может слушать Брамса, зато очень любит Чайковского. По мнению Чухе Ким, это связано с тем, что у Чайковского всегда есть ясный мотив, благодаря которому каждый, кто уже слышал произведение, узнает его, а каждому, кто не слышал, покажется, что узнал его. В то время как Брамс значительно сложнее, но при этом менее понятен.

А вот «Онегин» для писательницы оказался гораздо менее понятным. Чухе Ким призналась, что в юности не смогла оценить Пушкина по достоинству — роман показался ей претенциозным, мелодраматичным и, главное, нереалистичным. По словам писательницы, она не могла поверить, что девушка может вот так с первого взгляда влюбиться, получить от ворот поворот, а потом увидеть, что её объект вожделения вдруг сам к ней возвращается. Но, перечитав «Онегина» в 37, она поняла, что жизнь иррациональна. Зал это признание встретил смехом. «Почему вы смеётесь, это же очень серьёзно!» — возмутилась писательница. И сама засмеялась. 

А ведь это действительно очень серьёзно.



Текст подготовил Павел Хлюпин,

фото Константина Глазкова / Noôdome