• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые сказы о главном: «Дальний лог» Натальи Бакировой

Сборник рассказов «Дальний лог» ― первая книга Натальи Бакировой. Отдельные её рассказы уже публиковались в журналах «Юность», «Причал» и других, а еще она стала лауреатом конкурса «Русский Гофман» и конкурса имени В.Г.Короленко.

Новые сказы о главном: «Дальний лог» Натальи Бакировой

О чем книга

Повествование большинства рассказов топографически объединяется небольшим уральским городом Баженовым. Пунктирные линии судеб героев неожиданно пересекаются, обрастают новыми подробностями от рассказа к рассказу.

Герои рассказов ― обычные люди. Егорыч, Савка, Савич ― работяги, оставшиеся лепить пельмени на вахте в Новогоднюю ночь, засунувшие по традиции в один пельмень клюкву на счастье. Недалекий мужчина по фамилии Королевич, сторож садика, в который ходил в детстве, да так и прилип к этому месту на всю жизнь. Сотрудница редакции местной газеты Аня и ее подруга Галка Ошева задумавшие назло всем невзгодам открыть магазин сувениров. Мечтающие о счастье, стремящиеся к любви, сталкивающиеся с неразрешимыми проблемами, принимающие сложные решения, но остающиеся собой. У каждого свои проблемы: как выжить в школе, где тебя ежедневно травят; как показать однокласснику свою любовь; как укротить в себе зверя, который в порыве безотчетного гнева готов растерзать и разрушить все что дорого и ценно; как справиться с тем, что понял о жизни после просмотра «Дяди Вани»; что подарить племяннице на день рождения: растение «Императрицу» или мамину хрустальную вазу; как организовать свидание вдовцу и одинокой женщине, которые и не помышляли об отношениях.

 

Про стиль

Сказовая манера повествования отсылает к творчеству Павла Петровича Бажова, автора уральских сказов. Возможно, именно поэтому город, в котором происходят основные события, имеет созвучное название. Фольклорных мотивов в рассказах сборника не прослеживается, но ритм текста задает особое настроение, создается ощущение покачивания на волнах, которое не прерывается от рассказа к рассказу, что делает восприятие книги целостным.

 «— Беги, Ирка! Ирка оглянулась: ух ты! В сторону бросилась. Бегом, бегом! Да куда бегом — снег по пояс! Но она бежит, продирается — и долго так, главное. А потом шш-шух! — и все. — Убило? — Типун тебе на язык, убило! Верхушкой зацепило ее. Ирка разлепила глаза. Ничего. Все сплошь белое. Словно фата лицо накрыла, ледяная только. — Да снег-то уберите с лица у нее, че как пни выстроились? Белынь. Фата. Ирка — невеста…».

Книга интересна тем, что герои рассказов если и не задаются сложным вопросом: «Для чего мы живем?», то своими решениями и поступками отвечают на него убедительно и честно. В этих действиях нет пафоса, но есть житейская мудрость и «сложная», выстраданная простота.
Наталья Бакирова в «Дальнем логе» ведет нас от рассказа к рассказу, пишет линии судеб своих героев. В итоге получается причудливый узор, искусно созданный слепок жизней художественного пространства, которому веришь. Веришь также в то, что каждый герой обретет, наконец, свое счастье, пускай даже за пределами текста ― а, быть может, в следующем сборнике рассказов или романе Натальи Бакировой.