О литературе
Умберто Эко
Перевод: Светлана Сиднева
Corpus, 2016
Рецензия Тимура Валитова
© Издательство «Corpus»
О чем
Восемнадцать статей, вошедших в сборник «О литературе» — в основном, переработанные тексты выступлений Эко на различных конгрессах и конференциях. Вышедший в России уже после смерти писателя, сборник был воспринят отечественными колумнистами как своеобразное «завещание» российскому читателю. Словно подыгрывая колумнистам, в «О литературе» Эко становится еще более откровенным, чем в «Откровениях молодого романиста» — к примеру, рассказывает о собственных страхах и пробах пера.
Как и в «Откровениях молодого романиста», в «О литературе» Эко знакомит нас, прежде всего, со своим читательским опытом: анализируя тексты любимых авторов (упоминавшихся уже не единожды, отчего всякий преданный читатель непременно вспомнит «Сотвори себе врага» или «Шесть прогулок по литературным лесам»), не докучая филологической терминологией — напротив, всячески развлекая читателя, — Эко доказывает, что чтение — это подход к произведению как к единому живому и многоуровневому организму.
Пытаясь проанализировать свой страх чужого влияния (например, Борхеса), Эко переходит к опыту писательскому и заканчивает сборник эссе под названием «Как я пишу», обобщая советы, встречавшиеся в «Заметках на полях "Имени розы"» и «Откровениях молодого романиста» и делясь новыми соображениями о писательском ремесле.
Для кого
Сборник «О литературе», особенно интересный начинающим писателям и поклонникам творчества Эко, понравится широкому кругу читателей. Написанный с удивительной легкостью и самоиронией, снабженный многочисленными примерами (и даже схемами, позволяющими проследить ход мыслей Эко), «О литературе» — повод расширить кругозор и перечитать Сервантеса, Гюго или Уайльда, держа в уме комментарии выдающегося ученого.
Прямая речь
«Книги пишут только для Читателя. Писатель, который клянется, будто пишет только для себя, нагло лжет. И страшно подумать, насколько он безбожен. Даже в исключительно светском смысле этого слова.
Поистине несчастлив и убог тот, кто не верит в грядущего Читателя».
5 советов
- «В поэзии план выражения определяет план содержания, а в прозе наоборот: созданный в произведении мир и происходящие в нем события влияют на наш выбор ритма, стиля и даже самих слов».
- «Перед тем как сесть за «Имя розы», я провел, если не ошибаюсь, целый год, не написав ни строчки. Я читал, рисовал, чертил схемы — в общем, придумывал мир. Этот мир надлежало сделать как можно более подробным, чтобы я мог в нем передвигаться с абсолютной уверенностью».
- «Поступки персонажей должны руководствоваться определенной логикой, будь то логика здравого смысла или условия нарратива (хотя иногда можно пойти и против них)».
- «Чем компьютер хорош [при работе над текстом — прим. рецензента] — он поощряет спонтанность: можно писать по наитию, второпях, сразу все, что тебе взбредет на ум. Но при этом ты знаешь, что все это легко исправить и изменить».
- «Я не понимаю писателей, которые выдают по роману в год (некоторые из них, конечно, великие люди, я восхищаюсь ими, но не завидую им). Прелесть написания романа не в результате, а в процессе».