• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нельзя писать, желая кому-то понравиться»

Дмитрий Глуховский, автор романов «Метро 2033» и «Текст», рассказал о секретах писательской магии и непредсказуемости писательского успеха. Встреча прошла в рамках проекта «Литературные среды».

Дмитрий Глуховский

Дмитрий Глуховский
Фото: Анна Правдюк



Сюжет первого романа «Метро 2033» был задуман еще в старших классах школы. Почему книга получила такой вирусный эффект, автор объясняет так: главная мысль книги близка всем, она про призвание человека. Сюжет должен возникать только из темы, которая близка автору. Если за размышлениями нет «живых эмоций», то вряд ли такая книга покорит сердца многих людей. «Читательское внимание включается только тогда, когда начинается эмоциональное приключение, переживание».

По словам Дмитрия, человек, который пишет честно, наполняет достоверностью и свои произведения. Именно это и придает тексту «пробивную силу» и притягательность.
 
Почему искренность так важна для читателя? Большинство тем существуют столетиями и никогда не потеряют свою актуальность. Из-за этого у начинающего автора может сложиться впечатление, что обо всем уже написали до него. Однако сейчас, в эпоху массовой культуры, мы все чаще встречаемся с тем, что базовые чувства и смыслы сильно искажены, и жизнь оказывается не такой, как написано у классиков. Именно поэтому переосмысление «вечных» тем сейчас – особенно важная задача для писателя. Новое поколение нуждается в том, чтобы тема была сформулирована для них их «собственным языком в современных декорациях».
 
Герои книг Глуховского, по словам самого автора, списаны с него самого, «в них есть сила тривиальности». При создании героя Дмитрий советует вкладывать в него какую-то частичку себя, рассказать что-то личное, иногда даже интимное. Пусть это будет какой-то яркий изъян, элемент живости. Читатель почувствует эту искренность, ему будет проще сопереживать герою, и это приведет к совершенно другому опыту прочтения текста. «Этот прием имеет отношение к волшебству больше, чем к алгоритму», – объяснил Дмитрий.
 
В сессии вопросов-ответов гость «Литературных сред» поделился опытом экранизации его книг, совмещения писательства с журналисткой деятельностью, а также своим отношением к критике.

«Нельзя писать, желая кому-то понравиться. Нужно заниматься этим исключительно из желания рассказать историю», – подвел он итог. 

 
Атмосфера в аудитории сложилась очень творческая и дружеская. Дмитрий много иронизировал над ситуациями из своей писательской жизни, на что зал отвечал искренним смехом.
 
После лекции потянулась длинная очередь из желающих получить автограф. Дмитрий с нескрываемым удовольствием подписал книги и сфотографировался с участниками лекции.
Ольга Григорьева