• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чудеса, посылки и вой сценаристов

Четыре книги, которые не стыдно подарить писателю на Новый год

Чудеса, посылки и вой сценаристов

Пришла пора подготовки к Новому году, и писатели и переводчики торжественно дают себе клятву: написать за год роман, сценарий сериала или на худой конец сборник рассказов, или же отправить уже готовые произведения на конкурс. Однако старые учебники уже не помогают, требуется найти новый источник вдохновения. На какие новинки книг creative writing стоит обратить внимание? Рассказываем в нашем обзоре.


Юлия Идлис. Осенило — написал. Ридеро, 2019

В ноябре на платформах Литрес и Ридеро была опубликована книга о буднях российского сценариста. Автор книги — Юлия Идлис, сценарист сериала «Фарца» и фильма «Авантюристы», — за годы работы в киноиндустрии не раз сталкивалась с неадекватом заказчиков, переписывала сценарии по десять раз, преподавала сценарное мастерство, работала в геймдейве. Своими наблюдениями «о работе сценариста изнутри и снаружи» Идлис делится в телеграм-канале. В действительности вышедшая книга — это сборник ее отредактированных постов, приведенных в более удобный для кого-то книжный формат.

Желающим узнать, как с нуля написать гениальный сценарий, эта книга вряд ли чем-то поможет — Идлис не учит, как стать сценаристом. Но зато она рассказывает, что может произойти, если вы им все-таки уже стали. Вам будут писать в мессенджеры странные люди и хотеть сценарий, который вообще-то нужен вчера. Вас будет тошнить от собственных идей. Вам будет тяжело объяснить, что две недели вам нужны на то, чтобы посмотреть в стену и пострадать. Ваш внутренний сценарист будет спорить с пожеланиями заказчиков. Вы узнаете, сколько биотуалетов может выдержать ваша драматургия, и почему сценарий — это икеевский табурет. 

Эта книга немного напоминает демотиватор: Идлис показывает творческий процесс без романтизации — с дедлайнами, выгоранием, бесконечными правками, финансовой неопределенностью и зависимостью от заказчика. Но, думаю, как раз такая книга может оказаться полезной для всех начинающих авторов — просто для того, чтобы еще раз подумать, точно ли оно им надо. И если все-таки да, то быть предупрежденным и вооруженным.


Екатерина Оаро. Держись и пиши! АСТ, 2019

Екатерина Оаро — писательница, журналистка, автор проекта «Вдохновить на роман» и преподавательница литературного мастерства. Первую литературную мастерскую она начала вести, когда еще сама училась в институте, и с тех пор успешно спасает от самоедства многих начинающих авторов.

Если книга Идлис казалась демотиватором, то «Держись и пиши» Оаро обладает совсем другой интонацией. Оаро гладит маленьких писателей по голове и объясняет, что вдохновение не может длиться вечно — и это нормально. Можно не сидеть в ожидании гениальной идеи и начинать писать роман даже тогда, когда не знаешь, что именно ты хочешь сказать. Не нужно бояться своих посредственных черновиков, с кучей штампов. А еще, оказывается, совсем не обязательно писать как классик и ощущать ответственность перед «великой русской литературой». 

Оаро показывает интервью, письма и черновики известных писателей, и мы узнаем, что и голова Чехова «отбивалась от рук» и «отказывалась сочинительствовать», что Толстой так долго «возился» с «Анной Карениной», что под конец только и мечтал от нее избавиться, а у Хемингуэя на 91 страницу слабых черновиков приходилась только одна стоящая. 

Оаро не только научит вас бороться с писательскими страхами — она поможет и прокачать писательские скиллы. В конце каждой главы она приводит упражнения, которые мне казались такими интересными, грамотными и работающими, что хотелось тут же отложить все и делать их. Как вам, например, идея развернуть описание обеда в символическую зарисовку? А составить каталог звуков вокзала или кафе?

 

Лайош Эгри. Искусство драматургии: творческая интерпретация человеческих мотивов. Альпина нон-фикшн, 2020

Переиздание классики учебников драматургии. Лайош Эгри — венгерский драматург и преподаватель Creative Writing, эмигрировавший в Америку и ставший довольно известным в театральных кругах. «Искусство драматургии», вышедшая в 1946 году, стала его главным трудом и регулярно переиздается. На русском языке, впрочем, книгу найти было трудно, и вот «Альпина нон-фикшн» сделала переиздание классического учебника драматургии. 

В основу своей драматургической теории Эгри помещает характер персонажей и вступает в спор с Аристотелем, который считал, что действие важнее героев. Эгри последовательно доказывает, что создание трехмерных характеров является основной платформой для развития любого сюжета, а главным инструментом драматурга должен быть диалектический метод, ведь только благодаря непрерывному противопоставлению тезиса и антитезиса рождается логичный конфликт. По мнению Эгри, посылка — то есть, идейная основа произведения, вопрос, который автор задает себе и произведению, — является той осью, на которую навинчиваются характеры действующих лиц и сюжет пьесы. Именно посылка определяет, какими должны быть хароактеры, и уже во вторую очередь на них влияет среда, психологические особенности, социально-экономическая ситуация. В качестве иллюстраций к своим рекомендациям Эгри использует фрагменты из многочисленных пьес писателей-классиков и драматургов XX столетия. Книга написана легким и доступным языком, в ней нет сложных терминов, а стиль больше похож на диалог преподавателя Creative Writing со студентом.

Подробную рецензию Владимира Еремина читайте тут

Джефф Вандермеер. Книга чудес: Иллюстрированное пособие по созданию художественных миров. АСТ, 2019 (перевод Александра Гагинского)
 

Пожалуй, самая красивая книга по creative writing, которая когда-либо попадала вам в руки. Джефф Вандермеер — писатель-фантаст и литературный критик, признанный мастер научной фантастики и фэнтези, один из ключевых авторов направления new weird, набравшего популярность в англоязычной литературе в нулевые. Вандермееру не повезло с переводами на русский язык — из более чем двадцати пяти книг переведена только «Трилогия Южного Предела» («Аннигиляция», «Консолидация», «Ассимиляция») и «странная» научная фантастика «Борн». Однако теперь очередь дошла до учебника «Книга чудес», и это тот случай, когда, вопреки мнению Владимира Набокова, обилие картинок и красочных врезок нисколько не вредит качеству содержания. Потому что «Книга чудес» — идеальный учебник для начинающего: с помощью теории и примеров, а также поясняющих схем Вандермеер объясняет, почему описание обычных будней может выглядеть неинтересным, даже если вы пишете о буднях драконоборца; что такое арка сюжета и почему чаще всего она работает нелинейно; чем правдоподобный сеттинг отличается от неправдоподобного и как избежать ошибок в написании сцен и описаниях персонажей, пейзажа, обстановки. Основной учебный нарратив сопровождают тематические врезки-эссе от главных писателей-фантастов: Нила Геймана, Джо Аберкромби, Джорджа Мартина, Урсулы Ле Гуин и других. Они приятно разнообразят учебник и показывают альтернативный взгляд на тему, которую раскрывает Вандермеер. 

И вообще, главное достоинство учебника — его условно «либеральный» подход к creative writing. В отличие от многих других авторов, Вандермеер не рассказывает вам, как писать надо, а как нет — он лишь приводит схемы и средства, которые в большинстве случаев идут на пользу сюжету. Но вы можете использовать и другие, если они вам больше подходят.

Единственный заметный недостаток, который можно выделить — Вандермеер обильно отсылает читателя к своему собственному творчеству, что может создать впечатление узости взгляда. Но нет: в сущности, это лишь показывает, что вашим инструктором в этот раз становится человек с обильным опытом сюжетостроения.

А разве опыт автора в нашем ремесле — не главное?

 

Татьяна Смирнова, Сергей Лебеденко