«Почему так много людей читают и пишут фанфики?», «Почему писателю полезно написать фанфик?» и другие стыдные вопросы о фанфикшене
Социолог – о самых распространенных заблуждениях о фанфиках и фан-сообществе
Этой весной в китайском сегменте фанфикшн-сообщества разгорелся нешуточный скандал: фанаты певца Сяо Чжаня возмутились фанфиком, в котором Сяо и его партнера по дорама-сериалу Ван И Бо изобразили в виде гомосексуальной пары (кроме того, в фанфике Сяо Чжань стал трансгендером). Фанаты Сяо Чжаня на волне популярности подобной работы возмутились и стали требовать запрета на слэш-фанфикшен со своим любимым актером в главной роли. Конфликт быстро вышел на государственный уровень: в феврале Китай заблокировал доступ к крупнейшему фанатскому сайту Archive Of Our Own (больше 2 млн. зарегистрированных пользователей по всему миру). Фикрайтеры с портала обвинили во всем Сяо и его фанатов, а сам Сяо Чжань лишился ряда крупных контрактов с компаниями-дистрибьюторами контента.
Фанфики уже давно стали частью массовой культуры, но к ним до сих пор относятся скептически. Мол, как можно всерьез читать фанфики, там ведь одна порнуха? Кому вообще может быть интересно писать фанфики? Зачем фикрайтеры нарушают авторские права и почему авторы их не завалят исками?
На эти и другие вопросы мы попросили ответить социолога, аспирантку Самарского университета Дарью Свежинцеву.
Правда ли, что фанфики пишут только графоманы и фрики?
Фикрайтерство оскорбительно? Они же пишут только порно!
Фанфики появились изначально в интернете?
Это вообще можно считать литературой? Фанфики же всегда сырые и не представляют никакого интереса для взыскательного читателя.
В фанфикшене поднимают глубокие темы? И какая от них польза?
А как же авторские права?
И как сами авторы относятся к тому, что по их произведениям пишут фанфики?
Хочу почитать что-нибудь интересное, но натыкаюсь сплошь на фанфики про секс и расчленёнку! Почему так?
А фанфики существуют только в виде текста?
Фанфик может стать самостоятельным произведением?
— С чего же начать автору, который хочет написать фанфик?
Дарья Свежинцева
Источники:
- Jenkins H. Textual Poachers: Television Fans & Participatory Culture. Studies in culture and communication. New York: Routledge. 1992. 343 p.
- Oxford Latin Dictionary (Dictionaries). Oxford Dictionaries. 2012. 2400 p.
- Oxford English Dictionary (Dictionaries). Oxford University Press. 1989. 21730 p.
- Jewett R., Lawrence J. S. The American Monomyth. Garden City, NY: Anchor Press. 1977. 263 p.
- Burchill J. Damaged Gods: Cults and Heroes Reappraised. London: Century. 1986. 152 p.
- Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. Cambridge: Harvard. 1979. 632 p.
- Веблен Т. Б. Теория праздного класса. Либроком. 2011. 368 с.
- De Certeau M. The Practice of Everyday Life. Berkeley: University of California Press. 1984. 232 p.
- http://tarwood.ru/index.php?start=10
- https://volha.livejournal.com/tag/%D0%A4%D0%91
- http://pottergerms.tumblr.com/post/142710047813/sliceosunshine-fanfichasruinedmylife
- https://oyveyzmir.tumblr.com/post/144324036700/griesly-cracktheglasses-hils79
- https://youtu.be/8O06tMbIKh0
- https://vk.com/ficbooknet?w=wall-40867140_943522
- https://youtu.be/gp8JGQk0CFQ
- https://archiveofourown.org/works/2080878