• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Young adult как современный Достоевский

Какие проблемы волнуют современных подростков и грезят ли они о космосе, как когда-то их бабушки и дедушки, мамы и папы? Писал ли Достоевский young adult? Сколько времени уходит на написание и издание русскоязычного романа в этом жанре? И как возрастной рейтинг книг добавляет головной боли авторам и издателям? Все эти вопросы на ярмарке non/fiction читатели могли обсудить на круглом столе с писательницей Яной Летт (трилогия «Мир из прорех») и Анастасией Маркеловой, руководителем направления «Альпина Z» издательства «Альпина Паблишер».

Young adult как современный Достоевский

По сути, литература в жанре young adult ставит фундаментальные вопросы: кто я, зачем я живу, каковы мои ценности — и в этом ничуть ни отличается от русской классики. К такому выводу в ходе дискуссии пришли читатели и книжные блогеры, сравнив романы Достоевского с современной литературой для подростков. Яна Летт, писательница и преподавательница русского языка и литературы в старших классах, на собственном опыте убедилась: школьники любят «Преступление и наказание», «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени» больше других. А герои этих произведений — очень молодые люди, которые как раз ищут ответы на главные вопросы, и их суждения подросткам понятны и близки.

Но задаваться вопросом «кто я» уровень жизни позволяет не только в 15 лет, когда на летних каникулах у тебя есть дачный чердак и любимые книжки, но и в 30, и в 60 лет. Это одна из причин, по мнению Летт, по которой современная подростковая литература, в свою очередь, популярна и среди взрослых. К тому же мир приключений — это удобный «мир без ипотеки», куда легко сбежать от скучной реальности.

В ее «Мире из прорех», который изначально задумывался как книжка про зомби, описано мрачноватое будущее: электричество под запретом, через прорехи в нашу реальность проникают чудовища, и подростки Кая и Артем отправляются в путешествие, чтобы найти оставшихся в живых ученых, понять загадку прорех и спасти человечество. Чем не сюжет для фантастического фильма, на который с удовольствием придут зрители от 12 до 65?

Работа над «Новыми правилами», первым романом трилогии, от идеи до публикации заняла примерно три года.

«Черновик первой части я написала очень быстро, — рассказывает автор. — Я тогда прочитала Стивена Кинга «Как писать книги» и меня это так вдохновило. Он писал 2000 слов в день, и я подумала: О! Я тоже буду писать 2000 слов в день. Так я написала черновик за 4 месяца. После этого я легла лицом в пол и не могла ничего писать еще какое-то время. Так я поняла, что 2000 слов в день — это многовато. Еще 8 месяцев я редактировала текст, потом я привезла его на семинар, где мастер дал мне рекомендации: еще две правки заняли где-то полгода. Потом я отправила роман издательству».

С предложением о публикации Летт позвонили примерно через полгода после того, как она отправила рукопись в «Альпину» после объявления издательством опен-колла на фэйсбуке. Еще полгода заняла редактура. Вторую часть Летт написала уже быстрее.

В трилогии «Мир из прорех» вышло уже две книги, сейчас идет работа над третьей, она выйдет осенью. Эти романы — первый для направления «Альпина Z» опыт работы с русскоязычным автором, ранее в серии выходили только переводные романы.

«Мы только разгоняемся и набираем обороты. Работа над каждой книгой — очень сложный процесс, мы всё делаем в сотрудничестве с авторами, в том числе и иностранными. Цикл предпечатной подготовки занимает несколько месяцев: это и редактура, и выбор обложки, и две корректуры. Так и редактура «Мира из прорех» заняла много времени: мы вместе корректировали некоторые эпизоды. Например, возрастной ценз диктовал определенные требования, и мы практически лишили наших героев любовных сцен, потому что книга у нас 12+. Нужно было очень тонко и деликатно описать эти моменты, и мы это делали вместе с автором», — поясняет Анастасия Маркелова, руководящая направлением «Альпина Z».

По ее словам, подростковую литературу особенно сложно издавать: нужно отвечать не только перед подростками, предлагая им историю, в которой будут уникальные миры, герои, которым хочется подражать, путешествия, монстры, чудовища, любовные переживания, дружба, а но и перед родителями.

«Мне кажется, сейчас интересное время для авторов, работающих в жанре young adult. C одной стороны, многие темы по-настоящему можно раскрывать именно в этом жанре, с другой — возрастной ценз диктует правила, по которым на эти темы можно говорить. Особенность работы автора заключается как раз в том, чтобы говорить на вечно актуальные темы — любовь, смерть, дружба, предательство, одиночество — и в то же время быть готовым к столкновению с цензурой или острой реакцией. Родителям подростков, например, не всегда нравится, когда автор говорит про смерть, хотя эта тема всегда была в детской литературе, и та же Астрид Линдгрен говорила: с детьми нужно обсуждать любовь и смерть», — добавляет Яна Летт.

На вопрос о том, отличается ли новое поколение читателей-подростков от предыдущих, Яна Летт замечает, что они меньше интересуются научной фантастикой, а на имена Стругацких или Брэдбери реагируют равнодушно: чаще всего они их не читали.

«Мне очень помогает то, что я работаю с подростками, старшеклассниками, общение с ними очень заряжает, — говорит писательница. — Мои ученики, которым 17-18 лет, очень интересуются политикой, явлениями общественной жизни, экологией, волонтерскими программами, они просто офигенные. Они гораздо более осознанные и взрослые, на мой взгляд, чем были мы. Наверное, мы тоже были классными, но в чем-то другом. Иногда даже становится грустно: есть ощущение, что они в свои 15-16 лет уж очень взрослые и думают о сложных, грустных и тяжелых штуках, вроде глобального потепления, о которых я в 15 лет не думала».

По словам Маркеловой, сейчас «Альпина Z» активно ищет новых авторов и переводчиков, а редакторы издательства внимательно читают все поступающие рукописи. Отправить свою рукопись можно на почту a.markelova@alpina.ru.

«Запуск проекта состоялся только в прошлом году и сейчас мы хотим сделать акцент на современных русских авторах, начиная с Яны и ее книг. С одной стороны, на рынке переизбыток историй, а с другой — дефицит действительно хороших книг, как и зарубежных, так и российских. Ежедневно приходят десятки писем от авторов, у нас есть штаб рецензентов, которые всё это читают. Могу сказать, что нам важен и автор, и его личность, и то, как он проявлен в социуме: как показывает практика, работа с автором, который хорошо презентует себя, идет намного продуктивнее. На что мы обращаем внимание в первую очередь? Скажу банальную вещь: это грамотность, язык и стиль. Насколько бы ни был интересен сюжет, если человека придется переписывать, а редактор должен будет стать соавтором книги, [мы вряд ли возьмем это в работу]. Мало людей, которые пишут действительно хорошо», — рассказывает Анастасия Маркелова из «Альпина Z».



Дарико Цулая