• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Галдёж снаруж внутри мятеж»

Рецензия на поэтический сборник «Последний случай» выпускника магистратуры «Литературное мастерство» Алексея Колесниченко

«Галдёж снаруж внутри мятеж»

Фото: Оля Бойкова
В последнее время появилась целая плеяда тридцатилетних писателей-прозаиков: Ася Володина, Оксана Васякина, Тимур Валитов, Вера Богданова и многие другие. Все они используют настолько разные методы письма и обладают уникальным мировоззрением, что кажется, будто, в отличие от своих предшественников, – людей поколения сорока-пятидесяти лет, – их ничего не объединяет. Но это лишь на первый взгляд. Писатели прошлого поколения значительное место отводили переосмыслению советского и постсоветского времени, анализировали коллективный опыт. Тридцатилетние же больше сфокусированы на личном переживании. Однако личность и свобода, травмы становления, уходящие корнями в прошлое родителей, анализ этих ошибок, построение нового мира, так или иначе интересуют если не всех, то подавляющее большинство новых авторов. Кажется, это и есть круг тем, который волнует современных молодых писателей. Но всё это прозаические тексты.

Происходит ли подобное в поэзии? Как и что нового может сказать о себе и мире современный поэт?

Как бы отвечая на этот вопрос, в 2022 году в издательстве «Формаслов» выходит поэтический сборник выпускника магистратуры «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ Алексея Колесниченко «Последний случай».

Многие поэты и писатели, изучая современного им человека и способы его взаимодействия с миром, отводили определяющее значение в этом процессе именно поэзии. Бог общался с людьми через притчи и образы, делая истины более доступным для интуитивного сознания, но более загадочными для сознания рационального. Поэт – бог слова – выстраивает свой мир, объясняя его себе и нам через метафоры, аллегории, двоящиеся смыслы сравнений. И пусть в заключительном стихотворении сборника «P.S. Стихи о пользе филологии» диалог между Богом и поэтом не привёл их к полному взаимопониманию, предметом обсуждения становится именно слово. Слово, в котором заключён или которым порождён наш мир. Каким образом и с помощью каких слов современный поэт видит мир нынешний?

Позволю себе тавтологию. «Последний случай» – как раз тот случай, когда картина мира выстраивается в сознании поэта симультанно, то есть целиком, в сверхъединстве образов и метафор, перетекающих из одного смысла в другой. Из таких вот впечатлений-образов и соткан мир, окружающий лирического героя, через него поэт Алексей Колесниченко пытается осмыслить для себя и для читателей мир реальный, в котором живём мы все.

Поэтический мир Алексея Колесниченко — это многомерные смыслы и метафоры, они, как карточки с голограммой: можно повернуть так, что увидишь одно изображение, а под другим углом – совершенно иное. Не привыкшему к поэзии читателю, вероятно, будет сложно понять необычные метафоры сходу, однако они настолько завораживают, что, кажется, и сознанию рациональному, более аналитическому, будет на что обратить внимание.

В сборнике можно выделить несколько тем, присутствующих во всех стихотворениях. В одних эти темы раскрываются более явственно, в других – менее. Я обозначила их как «Я и другие», «Язык и слово», «Мир и страна».

Лирический герой множества стихотворений сборника находится в междумирье. «Галдёж снаруж внутри мятеж» – пишет автор, и этими словами передаёт состояние «я», из которого он обращается к себе и окружающим. Снаружи – галдящий, огромный мир, а внутри – мятеж. Разве не так чувствует себя большинство людей, живущих в эпоху перемен? Изменения снаружи неизбежно заставляют реагировать и то, что внутри.

Лирический герой сборника создаёт впечатление человека «на границе», он глубоко внутри себя, но с другой стороны – внимательно следит и чутко отзывается на то, что снаружи. Не об этом ли последняя современная литература прозаиков? Переключение фокуса внимания на себя и собственные чувства становится единственным возможным способом осознать и пережить то, что происходит снаружи и пока трудно поддаётся пониманию.

Ощущение растерянности, попытки либо загнать себя, например, на «чёрную работу» (стихотворение blackwork), либо переосмыслить, разобрать до последней клетки: «жизнь круглая и тесная словно капля под микроскопом на кого поделишься сбой? Кем ты станешь?» — всё это продолжение темы мятежности, неустроенности, попытки определить себя.

Помимо новых, авторских образов и метафор (лоза из тонких пальцев проходимца; белёсые берёзовые гвозди; уйди меня всеядная зима) в сборнике встречаются и те, что роднят его с поэтами прошлого. Некоторые стихи сборника, такие как «Вода от воды», blackwork, «а я себя найду в глухой росе» по интонации напоминают воронежский цикл Мандельштама, а сам образ воды, который встретится и в последующих стихотворениях, символизирует время, близкое поэтике Бродского.

В стихах практически отсутствуют знаки препинания, слоги разносятся на разные строки, автор экспериментирует и с формой: время от времени встречаются верлибры. Часто используется аллитерация. И всё это неделимое разнообразие усиливает интонацию «на грани», на перепутье: «но это только на последний случай который завтра угрожает жизни». Последний случай – неопределённое большое завтра, которое хлынет на человека миром-крохобором, бракоделом и брендовыми людьми:

с ног на голову вывернув меня
нисходит тьма на стёртые подошвы
набух асфальт а реки обмелели
билет обратный вымок и помят

И едва ли остаётся возможность спрятаться в прошлом. Поэту, лирическому герою приходится быть в наступившем завтра и приноравливаться к нему, а если завтра – никогда, и обратный билет уже недействителен, нужно попытаться выстроить себя в этом, наступившем «последнем случае».

Язык – это дорога в другой мир, в каком-то смысле он сам является миром. Но кто же тогда поэт? «Прохожий на дороге языка», пишет Алексей Колесниченко, и, если не будет тех, кто ходит по дорогам, прокладывает их, не будет и самих дорог . Пусть в новом мире последнего случая «синь трамвайная набита\Синь небесная пуста» сам поэт отвечает себе «Всегда есть шанс что даже в этом шуме можно счастье».

И кому, если не поэту выстраивать нового себя и новую реальность через слово? А нам, читателям, через уникальные порталы образов переносится в мир языка, чтобы найти там если не ответ, то хотя бы шанс на счастье. Таким уникальным, немного надрывным, сквозняковым предстаёт перед нами современный поэт и его мировоззрение и, как мне кажется, «Последний случай» — это зеркало, в котором под разными углами отражаемся все мы и наше время.

Именно нам, читателям, можно ответить Богу внутри поэта

«И это что, по-твоему, стихи?»

Да, это стихи!

И написаны они о нас и нашем мире последнего случая.


Ишниазова Таисия