• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

5 главных российских экранизаций 2023 года

25 января на экраны вышла долгожданная и уже нашумевшая экранизация «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. В честь релиза мы решили вспомнить, какие еще книги были переосмыслены в русскоязычном кино в прошлом году и зачем их смотреть, если вы ещё не.

5 главных российских экранизаций 2023 года

«Слово пацана. Кровь на асфальте» 

Разборки преступных банд, чушпаны и быт Казани 1980-х превратили сериал Жоры Крыжовникова и платформы Wink в настоящий феномен. Авторы утверждают, что не адаптировали, а лишь вдохновились нон-фикшеном Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х». Задетым оказался целый клубок общественных нервов: сериал не раз просили запретить, усмотрев романтизацию насилия. По загадочным причинам две финальные серии проекта были экстренно пересняты, что позволило наблюдать за созданием «легенды» в прямом эфире. Помимо кластера харизматичных молодых актёров, «Слово» запомнилось ещё и разнообразным саундтреком — от «Миража» до негласно запрещённого дуэта «АИГЕЛ».

Зачем смотреть в 2024-м: ради условного «как мы все здесь оказались». У «Слова» есть долгосрочные перспективы — Гараев планирует написать аналогичную (и не менее востребованную) историю о женских бандах. 



«Снегирь»

Ещё одна экранизация, для которой не надо читать первоисточник — «Три минуты молчания» Георгия Вадимова. В обоих случаях перед аудиторией разворачивается остросюжетная катастрофа об утрате детства: двое студентов решают подзаработать на летних каникулах и устраиваются матросами на рыболовный траулер «Снегирь». Впереди — шторм и другие беды в компании суровых моряков. Фильм поставил Борис Хлебников («Аритмия»); в адаптации помогала постоянная коллега, сценаристка и писательница Наталия Мещанинова («Рассказы»). Первоклассный образец непредсказуемого триллера, где чувство внутренней тревоги расползается безостановочно.

Зачем смотреть в 2024-м: на днях «Снегирь» получил главную российскую кинопремию «Золотой орёл» за лучший фильм, обойдя шумные блокбастеры («Вызов»)  и военные драмы («Праведник») . Картина имеет все шансы стать современной классикой о вынужденном взрослении.


«1993»

Одноимённый роман Сергея Шаргунова вышел в 2013 году, к 20-летию расстрела Дома Советов. Спустя ещё десять лет последовала киноверсия от режиссёра «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Получилась семейная хроника аварийных работников о жизни в исторический период, «где все бегают абсолютно голые», мчатся на баррикады противостоять президенту Ельцину, выживают назло разбойным обстоятельствам и мечтают о Луне.

Зачем смотреть в 2024-м: не ради урока истории, но ради человеческих взаимоотношений в кризисное время.


«Поехавшая»

Редкое для проката роуд-муви снято по мотивам травелога Анны Смолиной «А чего дома сидеть?». Главная героиня (Ольга Лерман) решает бросить работу SMM-менеджером и отправиться в путешествие по России. Получился наш ответ «Невероятной жизни Уолтера Митти» — о выходе из кризиса, поиске самоидентичности и волшебном числе 30, после которого жизнь только начинается.

Зачем смотреть в 2024-м: доказательство того, как формула голливудского мейнстрима успешно работает и в России. «Поехавшая» снята мужчиной, но при этом является источником нечасто встречающегося женского голоса, подбадривает и утешает в самых дремучих обстоятельствах.


«Библиотекарь»

Роман Михаила Елизаров 2007 года со скандалом получил «Русского Букера» и был не раз обвинен в возрождении советской пропаганды. Путь на экраны был не менее тернистым — в итоге восьмисерийное фэнтези в 2023-м выпустил онлайн-кинотеатр more.tv. По сюжету, актёр-неудачник (Никита Ефремов) обнаруживает в книгах советского писателя Громова источник магических сверхспособностей. Получилась вполне занятная адаптация неоднозначного первоисточника. Ожидается второй сезон.

Зачем смотреть в 2024-м: убедиться в многообразии постсоветского фэнтези, имеющего безграничные возможности.





Написал Козкин Егор