• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

5 книг на Оскаре 2024

Вчера, в ночь с 10 на 11 марта, в Лос-Анджелесе прошла 96-я церемония «Оскара». Разбираемся, какие из фильмов основаны на литературных произведениях, кто в итоге получил приз на лучший адаптированный сценарий и почему.

5 книг на Оскаре 2024



«ОППЕНГЕЙМЕР»

Автор сценария и режиссёр — Кристофер Нолан

Итог: ожидаемо стал лучшим фильмом и получил 7 статуэток, в том числе и за лучшую режиссуру, но не за лучший адаптированный сценарий. 

Первоисточник: нон-фикшн «Оппенгеймер: Триумф и трагедия Американского Прометея» Кая Бёрда и Мартина Шервина (2005)



Главный фильм прошлого года о создателе первой в мире атомной бомбы Дж. Роберте Оппенгеймере (Киллиан Мёрфи). Результат экранизации превзошёл ожидания не только зрителей, но и самих авторов: из монотонного жизнеописания байопик превратился в мощное трёхчасовое высказывание о дуальности человека. 

«Теперь я смерть, разрушитель миров», — сказал Оппенгеймер в июле 1945 года на тестовом запуске бомбы и был прав. Оригинальный текст Бёрда и Шервин досконально изучает вклад Оппенгеймера в науку, жизнь учёного, его семью, связь с Коммунистической партией, допрос американских властей и др. Книга удостоилась Пулитцеровской премии — теперь настало время экранизации, которая считается фаворитом в большинстве заявленных категорий.



«АМЕРИКАНСКОЕ ЧТИВО»
Автор сценария и режиссёр — Корд Джефферсон

Результат: лучший адаптированный сценарий

Первоисточник: роман «Уничтожение» Персиваля Эверетта (2001)



Поспорить с Ноланом и даже выиграть у него в адаптированном сценарии под силу одному человеку, и это дебютант Корд Джефферсон и его «Американское чтиво». Это сатирическое кино про писателя-интеллектуала (Джеффри Райт), которому надоело засилие стереотипов о темнокожем населении США. Давно вышедший в тираж автор намерен высмеять пороки общества, поэтому пишет под псевдонимом стандартный остросоциальный «гетто-роман» с обилием популярных тем: насилие, бедность, непроработанные семейные травмы в афроамериканском коммьюнити и проч. Книга c намеренно упрощённой лексикой и красноречивым названием F*ck неожиданно становится хитом продаж, что приводит Монка в ярость и замешательство — теперь герою придётся искать выход из комичной ситуации и не утратить достоинство. 

Из плюсов точно можно отметить свежесть сценария Джефферсона и новый взгляд на оригинальный и всё ещё актуальный роман Эверетта. Ну а если вы интересуетесь сценариями или пишите, то вам будет интересно  проследить за тем, как именно персонаж балансирует между творческой свободой и мнением толпы.


«БЕДНЫЕ – НЕСЧАСТНЫЕ»
Автор сценария — Тони МакНамара, режиссёр — Йоргос Лантимос

Результат: 4 статуэтки за лучший грим и причёски, лучшие костюмы, лучшую работу художника-постановщика и лучшую женскую роль. 

Первоисточник: одноимённый роман Аласдера Грэя (1992)



Грек Лантимос прославился благодаря пугающе странным фильмам с болезненным антропологическим уклоном («Клык», «Лобстер», «Убийство священного оленя»). Впервые постановщик позаимствовал чужой текст для своего фильма, выбор пал на «Бедных-несчастных» от шотландского автора Аласдера Грэя.

Книга — модернистская версия «Франкенштейна» Мэри Шелли, может, поэтому некоторые критики уже успели наречь картину«Барби» для взрослых». По сюжету в викторианском Лондоне безумный учёный (Уиллем Дефо) воскрешает утопленницу Беллу (Эмма Стоун), вживив мозг её неродившегося ребёнка . Молодая женщина заново познаёт мир, обретает сексуальную свободу и постепенно становится иконой феминизма и социализма. 

Задачу адаптировать роман взял на себя автор «Фаворитки» Тони МакНамара. В отличие от сложно устроенного первоисточника с обилием ненадёжных нарраторов, получилась линейная история об эмансипации с налётом стимпанка и с феерической работой художников. 



«ЗОНА ИНТЕРЕСОВ»
Автор сценария и режиссёр — Джонатан Глейзер

Результат: две статуэтки, за лучший фильм на иностранном языке и за лучший звук.

Первоисточник: одноимённый роман Мартина Эмиса (2014)



Режиссёр фильма «Побудь в моей шкуре» Глейзер снимает кино раз в десять лет. Его новый проект «Зона интересов» представляет из себя жуткий взгляд на Холокост с позиции коменданта Освенцима (Кристиан Фридель) и его супруги (Сандра Хюллер). 

В ленте практически отсутствует сюжет: будничный быт часто прерывают крики жертв концлагеря из бараков напротив, которые комендант заглушает музыкой; кровь завешивает цветами, обещает отвезти жену в Италию, побаловать спа и шоколадом. В отличие от романа Эмиса Глейзер сосредоточился на «банальности зла» и звуках ада, отказался показывать насилие в кадре, при этом крайне точно описал главное преступление против человека в XX веке. По трагической случайности Эмис скончался в день премьеры «Зоны» на Каннском кинофестивале, где фильм получил Гран-при.



«УБИЙЦЫ ЦВЕТОЧНОЙ ЛУНЫ»
Авторы сценария — Эрик Рот, Мартин Скорсезе, режиссёр — Мартин Скорсезе

Результат: увы, но ноль статуэток

Первоисточник: нон-фикшн «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь» Дэвида Гранна (2017)



Место «Убийц» в сценарной номинации заняла «Барби» — у картины с Марго Робби нет текст-первоисточника, но её всё равно посчитали адаптацией — в данном случае, персонажей компании Mattel. Вопреки досадному упущению, фильм с Леонардо ДиКаприо и Робертом Де Ниро представлен в других 10 «оскаровских» категориях. 

Действие картины развивается в Оклахоме 1920-х годов, где происходят массовые убийства коренных американцев из племени осейджей, трупы обнаруживают на месте залежей нефти, а следы убийств ведут к элите округа. При съёмках Скорсезе вместе с соавтором Эриком Ротом («Форрест Гамп») несколько раз переписывал текст Дэвида Гранна, решив в итоге сместить фокус с агентов ФБР на тех, кто эти преступления совершал. 

Вышла пронзительная остросюжетная драма о ещё одном замалчивании и игнорировании проблемы — три с половиной часа пролетают незаметно и полностью отражают всё происходящее в мире на протяжении последних нескольких лет.




Написал Егор Козкин