Да пребудет с тобой сила: как создать диалог, который запомнят
В книге «Это ты мне? Как писать захватывающие диалоги для кино и сцены» авторы Линда Сегер и Джон Рейни рассказывают, как написать диалог, в реальности которого никто не усомнится. Чтобы вам было легче придумать запоминающуюся речь, мы выбрали несколько самых важных советов.
Хороший диалог звучит как живая речь героев. Именно поэтому сценаристы стремятся, чтобы беседа на экране выглядела как спонтанный разговор. Но ради этой непринужденности они могут часами подбирать одно или два слова, которые бы врезались в память зрителей. Но как научиться находить такие слова?
Совет №1. Слушайте, как люди разговаривают друг с другом
Проследите, о чем и как говорят люди вокруг вас: в метро, в кафе, на улице. Возможно, вам встретится человек, слова которого будут сами проситься быть записанными. Попытайтесь уловить ритм речи, то, как люди ведут себя во время разговора.
Например, Линда Сегер встретила персонажа мечты в самолете. Та заказала виски со льдом (в семь утра) и завела с Линдой беседу:
– Эт’ смаазка! Ед’ в Лос-А-а-а-анжелес на встречу с ба-а-альшой звездой. Позна-а-акомилис’ в ба-аре в Атла-а-анте. Уж та-ам-то, не сомнева-а-аюс’, мне пона-а-добится другая сма-азка.
Однако не забывайте, что даже яркую повседневную речь нужно переработать: убрать лишнее, сделать яснее, добавить запоминающиеся фразы.
Совет №2. Читайте вслух
Каждый раз, когда пишите диалог, читайте его вслух. Всё, что вызывает затруднения (сбившийся ритм, сложные слова), стоит переделать. Тогда диалог станет более мелодичным и понятным. Если вы не можете без запинки прочитать несколько предложений, то пожалейте героя и актера, который должен говорить так все время.
Совет №3. Позвольте своим героям говорить
Работая над сценарием, всегда помните о личности героя. Персонаж не должен быть обобщенным архетипом, и его голос должен быть уникальным, отличающимся от других. Подлинное мастерство писателя заключается в том, чтобы прислушиваться к своим персонажам и позволять им быть собой. Когда герой принимает сложное решение, учитывайте его страхи, желания и нужды. Не думайте о том, что персонаж должен выбирать «правильно». Ведь если бы все герои были идеальными, то никакой истории и не случилось бы.
Совет №4. В диалоге должен развиваться конфликт
Самый лучший диалог — тот, который усиливает конфликт, движет вперед повествование, развивает героев и порождает у читателя или зрителя потребность узнать, что будет дальше. Если у ваших героев «все хорошо», истории не будет. Они должны осознавать, что несчастны, чтобы стремиться к изменениям.
Можете ли вы вспомнить истории, в центре которых находилась счастливая семья? А вот сюжеты фильмов и книг, в которых пары находятся на грани разрыва или наоборот не могут быть вместе, сразу же всплывают в памяти. Например, диалог Джорджа и Марты, которые ждут прихода гостей, из пьесы Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?»:
Слышен звон дверных колокольчиков.
Марта: Гости, гости!
Джордж (свирепо) : Я просто не дождусь, когда ты начнешь свои шуточки, Марта…
Марта (тоже свирепо) : Поди открой дверь.
Джордж (не двигаясь с места) : Сама открой.
Марта : Слышал? Поди открой.
Он не двигается. Звонок звенит снова .
Марта (кричит в сторону двери) : Входите! (Джорджу сквозь зубы.) Я сказала: поди открой!
Сразу же можно понять, что у супружеской пары далеко не всё в порядке. Зрителю становится интересно, что будет дальше, и чем закончится это противостояние.
Совет №5. Начинайте рассказывать с середины
Главный секрет драматического сочинительства – входите в действие посреди сцены и выходите ещё до её завершения. Сразу переходите к сути взаимодействия персонажей.
Представьте, Дик и Джейн входят в ресторан и приближаются к Джо и Мэри:
Дик: Привет, Джо. Познакомься с Джейн.
Джо : Привет, Джейн. Очень приятно. А это Мэри.
Джейн : Привет, Мэри. Я счастлива познакомиться с тобой.
Мэри : Взаимно.
Дик: Давайте сядем за столик и сделаем заказ.
Джо : Отличная мысль!
Джейн : Да, я умираю с голоду.
Мэри: Я тоже!
Пока они говорят ни о чем, все зевают. Переходите сразу к конфликту. Пусть сцена начинается с того, что летят чашки, а Мэри и Джейн кричат друг на друга.
Совет №6. Не мудрите
Все помнят фразы из фильмов и сериалов: «Моя прелесть!», «Я требую продолжения банкета!», «I’ll be back». Почему они врезались в нашу память? Потому что они короткие, уместные и оригинальные. Фразы не пытались навязать нам какую-то сложную идею, а оставляли пространство для нашей собственной мысли. Не стоит писать огромные монологи, которые не служат развитию сюжета или героя. Выбрасывайте, не раздумывая, оставляя только самое ценное и запоминающееся.
Написала Анастасия Шубина