• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Правила письма Людмилы Петрушевской

Дед писательницы Людмилы Петрушевской в детстве запрещал ей читать, а сама она мечтала быть оперной певицей. Сегодня Петрушевская — общепризнанный литературный классик, автор множества прозаических произведений и пьес. Она начала писать в середине 60-х и дебютировала в 1972 году рассказом «Через поля» в журнале «Аврора». Ее пьесы ставили Роман Виктюк, Марк Захаров и Юрий Любимов.

Правила письма Людмилы Петрушевской

При этом Людмила Петрушевская отзывается о себе так: “Да я обыкновенный раздолбай! Никогда никого не слушалась” и уверена в том, что “есть вещи, которых литература не осилит”. 

О писательской роли 

Как и всегда — сеять разумное, доброе, вечное. Другое дело, что полюшко может не дать всходов.

О проблемах начинающего писателя

Когда-то я писала невесть что, ориентируясь в основном на своих любимых Пруста и Томаса Манна. Их длиннейшие фразы меня завораживали… Это была подготовка. Это была учеба. Это было то, когда в первом классе человек пишет прописи с большим трудом. И я ведь начала писать, как у Томаса Манна или у Пруста фразами на две страницы. Не то, чтобы я им подражала. Это было наваждение.

Но главная ведь проблема начинающего писателя — это при всем желании, при полном арсенале средств, при знакомстве с самыми лучшими образцами литературы — полное отсутствие ТЕМЫ. То есть не о чем писать.

Об идеях и сюжетах 

Для меня это загадка. Просто вдруг начинает терзать какая-то история. Ее надо разрешить, понять. Иногда знакомые и даже незнакомые люди рассказывают мне о своей жизни, и их истории ложатся в основу произведений.

Однажды моя подруга сказала мне, что муж изменил ей с ее самой близкой подругой. И я написала довольно страшный рассказ «Такая девочка, совесть мира», добавив туда еще одну судьбу – девушки-проститутки, которую изнасиловал собственный отец после того, как умерла ее мама. Тоже реальная история, это случилось в соседнем подъезде. Напечатали рассказ только спустя 20 лет».

Услышал — запиши

Знаете, ко мне приходили тексты свернутые, как клубок. Потянешь одну ниточку — и ты уже знаешь, что все пойдет как надо, нейроны уже все знают и наболтают. Нитка кончилась — все.

Когда я рождаю у себя в мозгу текст, никто не повинен. Конечно, частенько возникало впечатление, что его мне присылают, — и не у меня одной, об этом писали поэты. Нейроны все время болтают, и на разные темы. И ты что‑то услышал, понял — запиши.

Однажды я ехала с работы в метро, и пришел рассказ. А у меня не оказалось ни бумаги, ни ручки. Я передвигалась в этой толпе в отчаянии, и когда доползла домой, рассказ ушел. Болтовня кончилась. На следующий день я пошла в библиотеку на работе и записала его еще раз. Рассказ я вытянула, память о нем осталась, он существует, но совсем не в том виде.

Советы писателям

Рецепта у меня нет даже для себя. Хорошо работается не дома. В поездках я охотно пишу, делать ведь нечего. Смартфона у меня нет, есть красненький телефон, и все. Не сижу туда воткнувшись, о нет! У меня там нет интернета. Не фотографирую себя, еще новости. А по пути много чего приходит в голову. Мне нравится рецепт парижских творцов — они работали в кафе. Я вот ищу себе кафе, в котором бы можно было сидеть и работать. Тихое, без музыки. Тут пошли мы с моими учениками в ресторанчик, а там сидит кто-то не совсем адекватный за раздолбанным пианино и лупит по клавишам. Импровизирует типа. В ресторане пианист должен следовать примеру музыканта в фильме «Касабланка». Тихая, вдохновенная музыка. Чтобы хотелось помечтать, выпить бокал хорошего вина (я не пью вообще, но другие-то да), тут же рука тянется к чему-то (тетради не в чести, компьютеры с собой уже не носят, а в айфоне романа не напишешь). Трудная вещь творчество. У меня блокнот и ручка всегда должны быть в сумке.

В заключение

Не избегайте сложных и пугающих тем. Часто именно они становятся источником наиболее сильных и искренних произведений.

Пишите искренне, не пытайтесь угодить кому-то или соответствовать каким-то ожиданиям.

Используйте юмор и иронию, чтобы сделать ваши произведения более живыми и человечными. Не бойтесь смеяться над собой и над миром.

Стремитесь к ясности и простоте изложения, но не жертвуйте глубиной мысли и сложностью чувств.

Будьте внимательны к окружающему миру, к деталям, к человеческим историям. Слушайте людей, изучайте их характеры.

Воспринимайте критику как возможность для роста, но не позволяйте ей сломить вас. Доверяйте своей интуиции и своему видению.

Правила письма подготовила Ксения Ерофеева

Список источников:

https://snob.ru/profile/5286/about/

https://literaturno.com/interview/lyudmila-petrushevskaya/

https://daily.afisha.ru/culture/15706-lyudmila-petrushevskaya-lyudi-lyubogo-vozrasta-ochen-lyubyat-strashnye-istorii/

Интервью Людмилы Петрушевской Владимиру Познеру (Выпуск от 28.05.2018)

https://riamo.ru/articles/lyudi/lyudmila-petrushevskaya-pro-problemy-pisatelej-tvorchestvo-i-blagotvoritelnost-xl/