• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опен-колл «Смысловой 226»: интервью с Анастасией Ханиной

Этой осенью в литературном мире произошло яркое событие: книжный кластер «Смысловая 226» объявил опен-колл заявок на написание книг на тему «Нулевые в России». Уже в конце этой недели будут объявлены пятеро победителей, которые получат финансовый грант и сопровождение редактора и продюсера в процессе написания текста. Мы побеседовали с креативным директором кластера Анастасией Ханиной о том, как прошел первый отбор

Опен-колл «Смысловой 226»: интервью с Анастасией Ханиной

Алексей Суворов

В телеграм-канале «Смысловой» писали, что большая часть заявок была в жанре автофикшн и наблюдалась нехватка фэнтези, любовных романов и гламурных идей. Среди финалистов тоже преобладает автофикшен или жюри старалось разнообразить жанры? 

Будет правильней сказать, что большая часть заявок – художественное осмысление своего опыта, то есть романы взросления, когда автор возвращается к себе самому в нулевые. Чувствуется, что люди говорят о собственном опыте. Мне кажется, что это достаточно логично:, когда мы впервые начинаем ориентироваться на какой-то период, мы анализируем его через призму собственного опыта, а он – ностальгический. Да, действительно кажется, что могло быть больше жанровости, мы думали, что интересно применить к теме нулевых жанровую рамку фэнтези, фантастики, детектива, любовного романа. Такие заявки были, они даже прошли в финал, но казалось, что их будет больше. По теме гламура хочу заметить, что все вспоминали нулевые вне контекста золота и легких денег. Думаю, это потому, что герои заявок – молодые люди, которые только начинают жить свою жизнь, и речь в их заявках  идет скорее про внутренние трудности. Действительно, не было в чистом виде любовных романов, любовная линия в большинстве сюжетов присутствует, и она, что интересно, как правило, трагическая. Я думаю, это как раз связано с воспоминаниями, наши герои молодые, так что это первая любовь, а она редко бывает счастливой».


Пять победителей напишут книги с нами, но я уверена, что и остальные пятнадцать финалистов тоже допишут свои тексты. Мы получили очень много фидбека, авторы говорят: «Спасибо, что придали импульс, я давно вынашивал идею, и спасибо, что поддержали, я все равно эту книгу напишу, она уже во мне живет».


Как писали в «Смысловой», гендерно опен-колл относительно сбалансирован, наблюдался ли такой баланс и в жанрах? Много ли автофикшен-историй и историй взросления пришло от мужчин? 

Мы были удивлены, что в первом пуле заявок гендерное процентное соотношение примерно равное. 60 процентов заявок от писательниц, будущих или уже состоявшихся, мы не знаем, они все анонимные, и 40 процентов – от мужчин. Но когда мы дошли до финала, до двадцати  финалистов, туда это гендерное равенство не перекочевало, и у нас преимущественно женская компания. Повторюсь, что на всех этапах отбора заявки были строго анонимные, члены жюри выбирали исключительно по качеству текста.

Кроме заявленной темы опен-колла, были ли еще какие-то общие места в заявках? Типичные персонажи, сеттинг?

Относительно героев я уже ответила –  молодые люди. Основной сюжет, который часто встречается, – герой или героиня находятся в переосмыслении или в кризисе среднего возраста. Они либо возвращаются в город детства и вспоминают период своего становления в нулевые, либо живут там, куда переехали, и мысленно переносятся в свое прошлое. Заявок на нон-фикшен тоже поступало много, интересное фэнтези проскальзывало, альтернативная история, детективы. В списке финалистов есть все эти жанры. Это не члены жюри постарались – у членов жюри не было задачи сбалансировать: чтобы все было красиво, чтобы были правильно расставлены акценты в жанрах или существовало гендерное разнообразие. Члены жюри – специалисты в разных жанрах и подачах, они оценивали прежде всего тексты и то, как идея уже реализована в одном авторском листе текста.

Сейчас много говорят о том, что в литературе не хватает региональной прозы. Как были представлены регионы в заявках? 

Интересно, я бы не согласилась, что не хватает региональной прозы: наоборот, сейчас расцвет тем локальности и региональности, все обращаются к своему опыту, опыту своих городов. Это длится уже пару лет как минимум. И наш опен-колл исключением не стал. У нас серьезный региональный разброс, мы узнаем, как это было в Омске, как это было в Челябинске, и куда делись Набережные Челны – у нас есть такая заявка, где они пропали с карты. Очень много Санкт-Петербурга, питерской атмосферы. Екатеринбург очень интересно показан, например, Екатеринбургский детдом. Челябинск – взросление за гаражами. 


А для жюри что представляло основные трудности? 

Вы знаете, члены жюри – это писатели, критики, главные редакторы – для них не бывает трудностей. Это их профессиональные компетенции, скилл и работа. Они читают и сразу чувствуют: сильный потенциал текста, слабый потенциал текста. Сколько я ни разговаривала с членами жюри – все получили огромное удовольствие от чтения заявок, жарко обсуждали, какие книги в итоге хотели бы прочитать, у всех разные мнения. Поэтому интересно, какие пять победителей будут выбраны коллективным голосованием  жюри. Но в то же время 6 декабря состоится финальная церемония, на которой авторы будут за две минуты рассказывать о своей книге и себя презентовать. Вполне возможно, что члены жюри поменяют свое мнение. Да, конечно, мы проговаривали, что первое условие – это качество текста, идея и ее потенциал для полноценной реализации. Питчинг-церемония на фестивале non/fiction 6 декабря больше для читателей, для тех людей, кто приходит на ярмарку покупать книги. Почему мы устроили читательское голосование? Есть профессиональное мнение, а есть читательское, и мы бы очень хотели его услышать. «Смысловая» – она про читателей, про то, что интересно читателям.


Столкнулись ли организаторы и жюри со сложностями или событиями, которых не ожидали, когда планировали опен-колл? Возможно, неожиданные реакции или отклики на инициативу? 

Никаких непрогнозируемых реакций или откликов мы не встретили. Мне кажется, это приятное подтверждение того, что если реализуется хорошая идея с открытым сердцем, то она не может встретить негатива. Она встречает только радость, поддержку и желание участвовать.


Есть ли у вас какие-то советы и пожелания на будущие опен-коллы «Смысловой» для тех, кто захочет поучаствовать?  

Это был наш первый опен-колл, мы планируем их проводить два раза в год. Возможно, будем менять тематику или что-то в механике. Мы учимся и тестируем подходы. Единственное пожелание к тем, кто хочет участвовать, – внимательно читать регламент и выполнять конкурсное задание в полном объеме. К сожалению, на этапе технического отбора мы отсеивали тексты по двум основным причинам – несоответствие теме и недостаточный объем текста. Соответствие заданной теме – очень важное условие, а нам присылали заявки, в которых ни слова про нулевые. Второе требование важно с технической точки зрения: мы просим один авторский лист текста. Поэтому даже если идея очень хорошая, но это половина авторского, треть авторского, даже 75 процентов – эта заявка не проходит по регламенту. Члены жюри должны прочитать достаточно большой текст, чтобы оценить его потенциал. Вот это главное пожелание, а так все хорошо, идем дальше.

Благодарим Анастасию за ответы и желаем «Смысловой» продуктивной работы! А писателей призываем следить за опен-коллами: кто знает, может быть в следующий раз в списке финалистов окажется и ваша заявка.


А пока принять участие в читательском голосовании и выбрать самый захватывающий синопсис можно тут.

Интервью подготовила Ольга Савчук