«За Веру и Веркина», новые правила и сорта канапе: как прошла церемония вручения премии «Большая книга»
Награждение прошло в Доме Пашкова, куда съехались писатели, редакторы, издатели и журналисты. Команда портала «Многобукв » сходила на вручение и делится впечатлениями

Длинная очередь в Староваганьковском переулке. Встаем в конец, на долю секунды опережая целый автобус гостей. Долгое ожидание скрашивает старая игра «найди знакомое лицо»: за нами редакторы журналов, перед нами известные критики. За двадцать минут, впрочем, радость узнавания иссякает — но вот уже пускают внутрь.
В Большом зале подмерзшие гости согреваются шампанским. Свисающие с балкона баннеры напоминают, что сегодня «Большая книга» не только большая, но и юбилейная: премия вручается в двадцатый раз. На сцене струнный квартет. Вдоль рядов ходят телерепортеры. В центре зала беседует с гостями Дмитрий Данилов, председатель экспертного совета. Пора, однако, оставлять бокалы и занимать места.
Для начала гостям напоминают регламент. В этом году основной конкурс разделился на две номинации: «Художественная проза» и «Нон-фикшн», — в каждой один победитель. Затем Дмитрий Данилов сообщает, что уходит с поста председателя. Во-первых, его как активного писателя могут номинировать. Во-вторых, пора. Он советует сменщику быть объективным и служить литературе.
Далее начинается самая литературная часть премии. Актеры Денис Власенко и Михаил Тройник под аккомпанемент виолончели читают по отрывку из каждой номинированной книги. За их спинами три больших экрана: обложка и «картинки под настроение». Авторы один за другим поднимаются на сцену, виолончелист меняет мелодию, на экранах обновляются изображения — и так все пятнадцать раз (в фикшне восемь номинантов, в нон-фикшне — семь). Последней объявляют Зою Богуславскую. В 101 год она присутствует на премии лично. Зал аплодирует стоя.
Номинанты и номинантки остаются на сцене до конца мероприятия. Пока счетная комиссия готовится объявить победителя, вручаются остальные награды:
— Выбор читателей останавливается на «Семи способах засолки душ» Веры Богдановой и нон-фикшне Елены Левкиевской «Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни» . Вера Богданова обращается к залу: «Это наша с вами, дорогие читатели, премия», — а Елена Левкиевская, которая не смогла приехать, передает, что надеется заинтересовать всех белорусской культурой.
— Выбор поколения падает на «Запасный выход» Ильи Кочергина и «Парадокс Тесея» Анны Баснер.
— Лучшим литературным блогом становится «Дом Астерия» Анастасии Усовой.
— Лучшей аудиокнигой называют «Тоннель» Яны Вагнер. Для победы в этой номинации необходимо, чтобы книга уже была на премии. В 2024 году «Тоннель» получил второй приз читательских симпатий. Сегодня же вместе с Яной Вагнер на сцену поднимается команда издательства «Вимбо», работавшая над аудиоверсией.
— Специальный приз за вклад в литературу получает Радмила Мечанин — сербская переводчица, работавшая с книгами Лимонова, Водолазкина, Соколова, Довлатова и других. Получая награду, Радмила вспоминает:
— Когда ты умрешь? — спросили ее.
— Когда русские перестанут писать.
Наступает время для главных наград. На сцену поднимается председатель счетной комиссии и подогревает интригу: при подсчете, дескать, была какая-то случайность, а еще кто-то дал полголоса вместо целого, но теперь разобрались и… Веркин ( «Сорока на виселице»)! Зал, до того только чинно хлопавший, кричит. Видимо, кандидат от народа. Писателю вручают сертификат на три миллиона рублей, а сам он жалеет, что изменились правила: дважды теперь победить нельзя. Позже в телеграм-канале премии появится протокол голосования. Веркин вырвал буквально один балл и обошел Илью Кочергина — счет 669:668.
В номинации «Нон-фикшн» побеждает Зоя Богуславская ( «Халатная жизнь» ). Публика стекается к ней, сидящей в первых рядах зрительного зала. Официальная часть премии окончена.
За спинами гостей ждет небольшой — канапе там хватит минут на десять — фуршет. Зато вина много: красное, белое, игристое. Гости начинают приятное общение. Команда «Многобукв», налитературенная и проканапешанная, уходит трудиться над новыми материалами. В гардеробе нам вместе с куртками выдают по бутылке вина. Но мы, конечно, пьянеем от строк.
подготовил Дмитрий Шварцер

