Литературный марафон. Как написать книгу за 30 дней
Крис Бейти
Манн, Иванов и Фербер, 2016
Перевод Александра Коробейникова
Рецензия Анастасии Фрыгиной
© Издательство «Манн, Иванов и Фербер»
О чем
«Литературный марафон» – не типичная книга по creative writing, в ней нет обширной теоретической базы и перечня упражнений для отработки техник и навыков литературного мастерства. А подзаголовок «Как написать книгу за 30 дней» вызывает смутное недоверие, которое подкармливается ассоциациями с книжками в мягкой обложке из разряда «Как бросить курить, похудеть, выучить английский и т.д. за пресловутые 30 дней». Для того чтобы эти сомнения развеять, необходимо разобраться: кто такой Крис Бейти и что такое NaNoWriMo?
Идея «романа за месяц» впервые возникла в 1999 году. Крис Бейти и два десятка его друзей выбрали этим месяцем ноябрь и стартовали в литературном марафоне. Мероприятие стало ежегодным и, для сравнения, в 2016 в нем приняли участие более 380 000 человек со всего мира. Сейчас Всенародный Месяц Написания Романа, он же National Novel Writing Mont и он же NaNoWriMo является крупнейшим интернет проектом по Creative Writing.
«Литературный марафон», в первую очередь, – руководство к действию и пошаговая инструкция. В начале книги описывается подготовка к Романному Месяцу, и кратко излагаются основные «романные» термины, такие как «сюжет», «время и место действия», «герой» и т.д. Большая часть книги – это путеводитель по четырем неделям марафона с описанием характерных проблем и полезных упражнений, дополненный советами победителей NaNoWriMo. В завершении путешествия даются рекомендации по редактуре и «жизни после» Месяца.
Основная полезность «Литературного марафона» в отрыве от NaNoWriMo – его психотерапевтическое действие. В книге много внимания уделяется преодолению психологических проблем и блоков, плюс она интерактивна и написана простым разговорным языком, иронично, увлекательно, автор не стесняется в выражениях и проявлении эмоций, что дает дополнительный благотворный эффект. Книгу Криса Бейти также можно использовать как сборник бытовых советов писателям «на каждый день».
В завершении, ложка дегтя к благородной идее «романа за месяц». Цель NaNoWriMo – написать законченный роман длиной в 50 000 слов за 30 дней, для романа этот объем минимален. За месяц вы напишете черновик, на редактуру которого уйдет год, в лучшем случае, и в результате у вас останется где-то одна пятая изначального текста, но все же.
Кому
Любителям «челленджей» и авантюр эта книга будет полезна как руководство к действию. Всем остальным – как источник советов «на каждый день» и аутотренинг по снятию блоков и самоорганизации. Особо рекомендуется к прочтению профессиональным «прокрастинаторам» и тем, кто оправдывает свое бездействие тотальной занятостью. Один из постулатов марафона: «занятость благотворно сказывается на книге», в первой главе вы найдете специальную методику «поиска времени».
Прямая речь
«Дайте любому человеку непосильную задачу, поместите его в благоприятную среду, установите разумный, но жесткий дедлайн, – и чудеса начнут происходить регулярно. Благодаря спешке, в атмосфере которой проходит мероприятие, исчезает внутреннее желание писать идеальную прозу. Оно замещается удовольствием учиться в процессе, рисковать, ошибаться, следовать за собственными идеями, чтобы посмотреть, куда они приведут».
5 советов
- Составить список всего, что вы любите как читатель: «Если что-то входит в ваши читательские предпочтения, то вы, вероятно, сможете в этом преуспеть и как писатель»
- Писать о том, что нас пугает: «Когда мы пишем о том, что нас пугает или к чему мы испытываем отвращение, наше творчество становится глубже и содержательнее»
- Избавиться от «внутреннего редактора» при написании первого черновика: «Страх сделать что-то не так превращает веселую творческую работу в решение непосильной задачи»
- Обзавестись справочником по грамматике и стилистике: «Любая книга, которую вы знаете и любите, – отличный кандидат на роль справочного романа»
- «Составить карту вашего вымышленного мира»
Иллюстрация предоставлена издательством «Манн, Иванов и Фербер». Права на иллюстрацию принадлежат издательству «Манн, Иванов и Фербер».