Илья Наумов: Писатель не должен быть идеальным
В рамках проекта «Пиши с нами, пиши лучше нас: вас приглашает магистратура "Литературное мастерство"!» студенты первого набора программы вспоминают поступление, рассказывают о любимых курсах и объясняют, что такое creative writing.
Илья, расскажи о себе – откуда ты приехал? Какой вуз окончил?
Родных города у меня два – это южноуральский Орск, где я родился и прожил первые 18 лет своей жизни, и Санкт-Петербург, который я без сомнения назову своим самым любимым городом на планете. В Питере я провел четыре прекрасных года в бакалавриате филфака СПбГУ на направлении «Лингвистика. Испанский язык», получил диплом с отличием, но, главное, нашел свой стиль и всерьез взялся за прозу, параллельно «прокачивая скилл» и в лирическом направлении.
Помимо этого, здесь я сколотил музыкальную группу, участвовал во всевозможных поэтических и театрально-поэтических мероприятиях, выступал на филологических конференциях, получил звание лейтенанта, играл в футбол за лучшую команду на свете... Одним словом, всесторонне развивался и набирался опыта и знаний, которые теперь пытаюсь реализовать в тексте, обучаясь на программе «Литературное мастерство».
О поступлении
Как ты узнал о магистратуре «Литературное мастерство»? О чем подумал в первую минуту, когда услышал о программе?
Изначально я вообще не представлял себе возможным уехать из любимого Санкт-Петербурга. Но потом близкие люди, которые следят за различными магистерскими программами разных вузов, показали мне «Литературное мастерство», и я подумал, что это шанс, потому что звучит прямо как то, чем я действительно хочу заниматься.
В будущем я вижу себя невероятно фантастически великолепным писателем, к которому клеятся симпатичные юные девушки и у которого много денег и гигантский дом. Ну а еще я просто очень люблю писать и, мне кажется, что у меня есть несколько важных идей, которые было бы неплохо донести до всех остальных. Второе предложение пишем, первое в уме.
За какое время начал готовиться к поступлению? Что оказалось самым сложным?
Готовился летом, но плохо, потому что как раз попал на военные сборы и провел месяц в казарме. Сложно было с современной русской литературой, потому что до этого учился на филфаке, где читали много классики, но не так плотно касались XX и XXI века, все-таки мое направление было не так сильно связано с литературой в принципе.
Были ли неожиданности, сюрпризы во время подготовки или учебы?
Да я по жизни готов к сюрпризам. Но, в принципе, все, что было обещано и в плане вступительных испытаний, и в плане самого процесса обучения оказалось таким, как ожидалось.
Об учебном процессе
Как изменилась твоя жизнь после поступления в магистратуру?
Ну, во-первых, я переехал в Москву. Во-вторых, познакомился с потрясающими умными людьми. В университет хожу с удовольствием, это здорово.
А какие предметы тебе больше всего нравятся?
Творческие семинары, конечно же. Практика – это самое замечательное.
Помимо учебы, студенты программы «Литературное мастерство» участвуют в разных проектах, посещают литературные события – церемонии вручения литературных премий, издательские праздники. Многие проекты они организуют сами. Ты в чем-то участвуешь?
Да, мы готовим «Фестиваль африканской литературы» вместе с Литературным музеем. Будет феерический праздник с лекциями, музыкой и прочими сюрпризами.
У нас есть идея рассказать зрителям об африканской культуре, сделав акцент на ее литературной составляющей. Будут лекции, будут театральные постановки, будет интерактив с посетителями. А вот кто будет выступать и в какой форме мы будем общаться с нашими гостями, пока еще решается. Ясно одно: мы постараемся охватить африканскую литературу по максимуму, рассказав как о далеком доколониальном прошлом разных стран, так и о совсем недавнем колониальном периоде, и, естественно, коснемся современной африканской литературы, причем постараемся осветить и прозу, и поэзию, и драматургию. Праздник запланирован на 19 мая.
О литературном мастерстве
Илья, что такое creative writing?
Это когда мы пишем так, чтобы не тошнило от обыденности.
Я знаю, что есть множество упражнений в техниках creativewriting, которые помогают преодолеть страхи – например, боязнь «белого листа». Помогла ли тебе учеба преодолеть какие-то срахи?
Да я не очень люблю бороться с собой. Поэтому страхи все продолжают жить рядом, я их просто направляю в нужное русло. Писатель ведь не должен быть идеальным. Просто занятия на программе помогают понять, как лучше выкрутиться из той или иной ситуации, если не можешь решить ее напролом в связи с теми или иными обстоятельствами.
А есть ли у тебя любимая методика «творческого письма»?
Пощадите! Любимая методика – это садиться за полчаса до дедлайна и вытаскивать наружу самое сокровенное, чтобы аж у самого волосы дыбом вскакивали.
Изменилось ли твое отношение к собственным текстам после поступления в магистратуру?
Изменилась, наверное, сама манера письма, а тексты я люблю так же сильно – правда, только в момент их написания и пару дней после. Потом снова начинает казаться, что текст отвратителен и надо бы меня отчислить с программы по-хорошему.
Факультет гуманитарных наук: Менеджер